Социальные сети бурлят гневом по поводу инициативы Национальной мясной ассоциации (НМА) запретить ввозить в страну из-за границы колбасную и молочную продукцию для личного потребления. Письмо с таким предложением было направлено вице-премьеру Алексею Гордееву. Идея уже понравилась Минсельхозу России и Россельхознадзору, а потому угроза лишиться гастрономической свободы представляется особенно реалистичной. Раздосадованные россияне заодно «подвели итоги» пятилетнего периода импортозамещения в мясной и молочной отраслях, припомнив отечественному производителю сыр из пальмового масла и колбасу из сои.
Главный аргумент в пользу запрета ввоза мясной продукции — почти катастрофическая ситуация с распространением по миру африканской чумы свиней (АЧС) и ящура, из-за которых только в России пришлось уморить сотни тысяч свиней с момента первого обнаружения этой заразы в 2007 году. А прямые и косвенные убытки мясных компаний, по подсчетам Россельхознадзора, достигают 50–70 млрд рублей. НМА утверждает, что гастрономический туризм — один из источников проникновения чумы и ящура в страну и что вирус через бродячих животных, полакомившихся заграничными объедками, может проникнуть на фермы. По приведенным в письме НМА данным, в прошлом году 14 стран заявили о регистрации почти пяти тысяч очагов АЧС, в этом году зафиксировано уже две тысячи очагов. В России на протяжении последних пяти лет АЧС ежегодно вспыхивает в 200–290 хозяйствах. Руководитель НМА Сергей Юшин уверен, что запрет следовало ввести давно, тем более что таковой уже действует с недавних пор в Евросоюзе, США, Канаде, Австралии, Китае, Тайване, а в Японии с этого года за ввоз пищевой продукции без ветконтроля можно и вовсе получить три года каторги. Одним словом, требуется срочная народная мобилизация против чумы свиней и ящура.
Аргументы серьезные, но сами по себе наталкивают на ряд столь же справедливых вопросов. Завоз чумы в переработанной и упакованной мясной продукции действительно возможен — это Россельхознадзор нам периодически показывает: последние примеры — промышленные партии колбасы из Украины и сосисок из Китая (где, кстати, только за последний год умертвили из-за АЧС свыше 1,5 млн свиней и скрывают факты новых эпизоотий). Однако в ведомстве не припомнили ни одного случая выявления заразы в личном багаже туристов. Потому что в аэропортах и на вокзалах попросту нет пунктов ветеринарного контроля для пищевой продукции. А потому фактически не работает уже действующий запрет, о котором многие попросту забыли: у нас уже несколько лет как запрещено ввозить продовольствие для личного потребления из стран с неблагополучной эпизоотической обстановкой по АЧС! Этот запрет не работает, поскольку Россельхознадзор не утруждает себя проверками на административных границах. Более того, у самих агрохолдингов к работе ведомства давно накопились вопросы. От диких кабанов зараза исходит лишь в 10% случаев, а в остальном источник заразы — свиньи в личных подсобных хозяйствах, которые почему-то никто не может контролировать (иначе, дескать, вымрет село). К тому же у нас крайне недостаточно контрольных мобильных пунктов на дорогах, по которым развозят мясо из зараженных регионов по всей стране. Так что гастрономические туристы, возможно, и смирятся с очередным запретом, но вот только ввиду их ничтожно малого числа проблему с распространением АЧС в стране это вряд ли решит. Это все равно что затыкать щели при открытом шлюзе.