Банк России замкнул систему на себя

13 мая 2019, 00:00

ТАСС

Очищенная от недобросовестных и нерыночных игроков банковская система, действующая в стабильной экономике, почему-то обходится все дороже — это следует из годового отчета Банка России. По итогам 2018 года он снова получил убыток, и в значительной степени причина этого убытка — разного рода меры поддержки банковской системы. Во-первых, большие усилия и средства ЦБ тратит на абсорбирование ликвидности, а именно на регулярные депозитные аукционы и аукционы по размещению купонных облигаций Банка России (КОБР). По депозитам и КОБРам приходится платить проценты, и в результате процентные расходы Банка России в 2018 году увеличились в 2,6 раза по сравнению с 2017 годом, до 354 млрд рублей.

Банк России тратит всё больше на поддержку банков и абсорбирование ликвидности 03-01.jpg
Банк России тратит всё больше на поддержку банков и абсорбирование ликвидности

Недешево обходится и масштабная санация банков через Фонд консолидации банковского сектора. В 2017 году в «Трасте», «Открытии» и прочих банках, которые забрал ФКБС, был размещен 1 трлн рублей, в 2018-м — уже почти 1,8 трлн. И это помимо 1,8 трлн, которые ЦБ еще в 2008 и 2014 годах разместил в Сбербанке, чтобы поддержать его в прошлые кризисы. Под размещенные средства Банк России создал резервы, и это тоже принесло дополнительный убыток.

Наконец, с бухгалтерской точки зрения на убыток Банка России оказали влияние дивиденды Сбербанка — вернее, их перечисление в бюджет.

Из годового отчета Банка России также следует, что отечественные банки вполне довольны сложившейся ситуацией: они весьма вяло кредитуют бизнес (задолженность по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, в целом по банковскому сектору за 2018 год выросла на 5,8%) и все меньше кредитуют друг друга (портфель межбанковских кредитов сжимается), зато активно кредитуют физлиц (рост на 22,8%) и размещают деньги в ЦБ (требования банков к ЦБ выросли на 12,7%). Интересно, что кредитование «физиков» становится все более прибыльным: чистый процентный доход по операциям банков с физическими лицами за год увеличился на 396 млрд рублей, или на 90,6%.

Кстати, банкам, не попавшим в периметр ФКБС, тоже периодически требуется поддержка дешевыми деньгами: в годовом отчете сказано, что «заимствования кредитных организаций у Банка России за 2018 год выросли на 29,4%, что обусловлено получением отдельными крупными участниками рынка значительных по объемам кредитов овернайт в рамках управления ликвидностью». Резко увеличилось и привлечение банками средств Федерального казначейства (за 2018 год — на 66,1%). Но ЦБ не видит во всем этом ничего страшного — доля средств казначейства и ЦБ в пассивах отечественных банков в сумме не превышает 4%, а в целом банковская система прекрасно функционирует в заботливо созданных ЦБ условиях ценовой стабильности (то есть инфляции около 4%).