Годовщина

13 мая 2019, 00:00

ТАСС
США направили в Персидский залив авианосец «Авраам Линкольн»

Ровно через год после решения США выйти из «ядерной сделки» с Ираном Тегеран заявил, что приостанавливает выполнение части обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В частности, Иран был обязан продавать весь обогащенный уран, произведенный свыше установленного лимита в 300 килограммов, и теперь он грозит прекратить экспортные поставки урана и тяжелой воды. Однако приостановка выполнения СВПД не означает немедленного выхода Ирана из «ядерной сделки». Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что дает 60 дней остальным участникам сделки (России, Китаю, Великобритании, Франции и Германии) на то, чтобы обеспечить условия соблюдения СВПД со своей стороны. Хасан Роухани потребовал защитить иранский банковский сектор и обеспечить возможность экспортировать нефть. «Если интересы Ирана не будут учтены в этот срок, мы приостановим соблюдение условий по обогащению урана и модернизацию тяжеловодородного реактора в Араке», — пригрозил иранский президент.

Президент Ирана Хасан Роухани выдвинул ультиматум гарантам «ядерной сделки» 08-02.jpg ТАСС
Президент Ирана Хасан Роухани выдвинул ультиматум гарантам «ядерной сделки»
ТАСС

Иран вынужден идти на обострение, поскольку Евросоюз и Китай, на словах осудившие односторонние действия США, по сути, присоединились к антииранским санкциям. Объемы иранской нефти, закупаемые гарантами «ядерной сделки», неуклонно падали, и, соответственно, падал экспорт стран-гарантов в Иран. Например, Германия за последний год сократила свой экспорт в Иран в два раза, и тенденция к его уменьшению сохраняется. В ответ на отключение Тегерана от системы международных расчетов SWIFT Евросоюз многократно анонсировал Инструмент поддержки торговых обменов (INSTEX) — финансовый институт, призванный позволить Ирану осуществлять внешние платежи. Кроме того, ЕС грозился применить против американских санкций «Блокирующий устав», который должен был компенсировать убытки европейским предпринимателям, желающим вести бизнес в Иране. Однако прошло более года, но INSTEX и «Блокирующий устав» остались лишь словами поддержки в адрес Ирана.

Не изменилось поведение европейских лидеров и после оглашения иранского ультиматума. Президент Франции Эммануэль Макрон, многократно страдавший от насмешек президента США Дональда Трампа, возложил всю ответственность за возможный выход Ирана из СВПД на США. При этом президент Франции не открыл Америки — всем давно известно, кто разорвал «ядерную сделку». Показательно, что Париж, несмотря на обиду, явно не собирается противодействовать односторонним санкциям США. Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель тоже предпочла сделать примирительное и ни к чему не обязывающее заявление. «Мы делаем ставку не на эскалацию, а на дальнейшее использование дипломатических средств. Мы знаем наши ограничения, но от того, насколько едино выступит в этом вопросе Европа, зависят наши шансы реализовать наши возможности путем переговоров» — так сформулировала Меркель компромисс между нежеланием следовать диктату США и невозможностью ему противостоять. Несмотря на заинтересованность Китая в покупках иранской нефти, его позиция по иранскому вопросу будет связана с результатами торговых переговоров с США и, несомненно, является частью «торговой сделки».

Не веря в то, что «заграница им поможет», Иран угрожает перекрыть Ормузский пролив, через который проходит около трети мировой торговли нефтью. Начальник генерального штаба вооруженных сил Исламской Республики Мохаммад Багери заявил: «Если наша нефть не будет транспортироваться через пролив, то и нефть других стран не пройдет через него».

Пока что США делали ставку не на блокирование танкеров с иранской нефтью, а на давление на страны-импортеры с целью заставить их перейти на другие источники поставок. Вполне возможно, что иранскую нефть перестанут перевозить через Ормузский пролив из-за отсутствия покупателей, а не по причине силовых действий Вашингтона. Неясно, послужит ли это поводом для ответных действий Ирана против соседей по Персидскому заливу. США, не дожидаясь возможных действий Ирана, уже направили в Персидский залив авианосец «Авраам Линкольн». Исходя из опыта ирано-израильского противостояния в Сирии, где израильская авиация беспрепятственно наносит удары с воздуха по иранским силам, шансов победить в военном конфликте с США и Израилем у Ирана немного. Вероятнее всего, Тегеран попытается избежать прямого военного столкновения и попытается мобилизовать антиизраильские и антиамериканские силы в регионе, усиливая напряженность вокруг неразрешимого вопроса об оккупированных Израилем палестинских территориях. Турция, переживающая непростой период в отношениях с США и усиливающая антиизраильскую риторику, может выступить союзником Ирана в деле подрыва влияния США и Израиля в регионе. Кроме того, Тегеран наверняка попытается обзавестись ядерным оружием, что защитит его надежнее, чем пустые обязательства.