Город под снос

Сергей Тихонов
13 мая 2019, 00:00

В Сочи, где много незаконных самостроев, начался массовый снос многоквартирных домов. В городе зреет социальный бунт. При этом законных альтернативных решений у государства просто нет

Читайте Monocle.ru в

Так сложилось, что в Сочи очень много самостроев и других незаконных объектов строительства, введенных в эксплуатацию по решению судов вопреки очевидным нарушениям строительных и градостроительных норм. Причем разговоры по душам с коммерсантами-застройщиками выявили, что суды эти решения принимали по фиксированному тарифу — от миллиона до полутора миллионов рублей за этаж. Мэрия выписывала тысячи предписаний о недопустимости стройки, жаловалась в разные инстанции, но ее каждый раз «посылали».

В итоге некоторые районы города превратились в коммунальный ад: в больших многоквартирных жилых комплексах нет ни канализации, ни противопожарной системы, ни элементарной дороги к дому, а сами дома вот-вот развалятся из-за неготовности к сейсмоактивности или паводкам. И это не говоря о парковках, тротуарах и детских площадках — в большинстве объектов их, конечно же, нет. Высотные дома стоят так близко друг к другу, что народ устраивает совместные чаепития на балконах, передавая сладости по кругу. Есть даже высотки, построенные прямо у кромки моря, на городском пляже: в шторм вода захлестывает на второй этаж, а фундаменту скоро придет конец — его размоет. В итоге город, выросший за последние пять лет почти в три раза, как минимум на треть состоит из домов, которые по закону подлежат сносу.

И вот Генеральная прокуратура предписала мэрии в кратчайший срок подать в суды иски о сносе этих домов. Мэрия предписание исполнила, и теперь суды принимают новые решения со скоростью ураганного ветра. А дальше получается вот такая картина: в новый обжитый жилой район, застроенный красивыми высотками (внешне они и правда довольно неплохо выглядят), приезжает спецтехника и начинает раздалбывать эти дома, пока на этом месте не останется чистое поле, которое сразу засеивают травкой и цветочками. Процесс только начался — снесли один многоквартирник и приступили ко второму. Причем бригады работают быстро: шестиэтажку в Имеретинке за неделю ликвидировали. А сейчас начали сносить большой жилой комплекс на Белорусской улице, состоящий из трех двенадцатиэтажных домов. Конечно, живущий там народ оповестили о сносе письменно. Но далеко не все эти веселые бумажки получили — в Сочи многие в разъездах, специфика такая.

Не все дома, которые решили снести, проблемные и опасные. Есть жилые комплексы, построенные вполне качественно, с соблюдением всех строительных норм, с подведенными коммуникациями, но с нарушенной этажностью — жадность застройщиков побеждает здравый смысл. Например, в той же Имеретинской низменности по постановлению правительства РФ «Об особо ценной территории» максимальная высотность — 12 метров, разрешение на строительство компания получает на трехэтажный дом, а строит восемь или вообще 19 этажей. По таким объектам сейчас мэр Анатолий Пахомов бегает, встречается с жителями, ежедневно проводит совещания и пытается прийти к компромиссу с силовиками — не сносить весь дом, а убрать только лишние этажи, при этом дольщикам или собственникам застройщик должен вернуть деньги, заплаченные за квартиры. Однако прокуратура с большим скрипом идет на мировую — только в случае небольшого нарушения этажности. Так, дом на Перелетной улице разрешили не сносить при условии, что будет убран один лишний этаж, дом на Фигурной должен лишиться двух этажей. А вот девятнадцатиэтажку в Хосте придется снести.

Правоохранителей можно понять: они выполняют свою работу, контролируют соблюдение закона в строительной сфере. И мэра тоже можно понять: социальный бунт в городе ему совсем не нужен. Пострадавшие люди, конечно, тоже не ангелы — они знали, что покупают квартиру дешево именно потому, что она в незаконном доме. Первое, что покупатель запрашивает у застройщика, — разрешение на строительство, это в стране обманутых дольщиков знают все. А как раз разрешений на строительство многоквартирного дома у этих самостроев нет. Однако и сочинских горе-покупателей можно понять: схема узаконивания самостроев через суд за много лет настолько вошла в обыденную жизнь сочинцев, что народ уже думал, будто это нормально.

Скандал с сочинскими сносами набирает обороты, выходя на серьезный медийный уровень. Народ, покупающий квартиры в Сочи, где самая дорогая в России недвижимость, непростой (средняя цена квадратного метра в престижных районах зашкаливает за 250 тыс. рублей). К шумихе подключили множество журналистов и блогеров. Многие призывают посадить мэра за то, что он разрушает город и лишает тысячи людей единственного жилья. В ход идут детские слезы и причитания старушек. Хотя на самом деле все наоборот: мэра могут посадить, если он не снесет эти дома. Грозный замгенпрокурора по Южному федеральному округу Андрей Кикоть прямым текстом так и сказал.

 

Дом в Имеретинке, который совместными усилиями мэрии и жильцов удалось спасти от сноса. При условии ликвидации всего одного этажа 22-02.jpg СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
Дом в Имеретинке, который совместными усилиями мэрии и жильцов удалось спасти от сноса. При условии ликвидации всего одного этажа
СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
Самострои возводятся так близко друг к другу, что народ ходит в гости через балкон 22-03.jpg
Самострои возводятся так близко друг к другу, что народ ходит в гости через балкон

Город чудес

Если отъехать от адлерского железнодорожного вокзала метров на пятьсот от центра и завернуть к морю, можно увидеть уникальную картину. Большой высотный жилой комплекс, состоящий из двух многоквартирных домов, строится (каркасы уже стоят) прямо на городском пляже, у кромки воды. Во время шторма он превращается в полуостров, а строители могут прыгать с балконов первого этажа, чтобы искупаться в море. Спецы говорят, что этот ЖК долго не простоит — фундамент размывается, а электросети будут коротить и спровоцируют пожары. Квартиры все распроданы, причем по хорошей цене — 150–200 тыс. рублей за квадратный метр (в зависимости от видовых характеристик). Двенадцать раз мэрия пыталась законным способом остановить эту стройку, но суды и правоохранители были непреклонны и принимали решения о законности строительства. Как заверил нас мэр Пахомов, теперь эти дома — райские острова наконец-то пойдут под снос.

Проблемные многоквартирники строили как на частных землях, так и на территориях коллективной собственности — в садовых товариществах. Каждый раз уведомляли власти о строительстве обычного дачного домика (ИЖС), который по закону должен быть не выше трех этажей. Например, один из самых крупных жилых комплексов, выросших в городе по этой нехитрой схеме, — девятнадцатиэтажный «Грин Хоста», построенный в 2015 году на землях садового товарищества «Сутугинское». По документам он заявлен как трехэтажная дача с огородиком. А в итоге появилась огромная высотка комфорт-класса аж на тысячу квартир. Естественно, компания не подключила дома к сетям водоснабжения и водоотведения, к системам пожаротушения и другим коммунальным сетям. А если бы подключила, то лишила бы и воды, и нормального электроснабжения, и канализации (и всех остальных удобств) весь район, состоящий из маленьких домиков. Не была проведена и экспертиза сейсмоустойчивости.

С момента начала строительства администрация судилась с застройщиком, но безуспешно. А застройщики настолько были уверены в многолетней проверенной схеме легализации самостроев через суд, что даже игнорировали все судебные повестки и любые письма мэрии и продолжали наращивать этажи и продавать квартиры. Теперь закон встал на сторону мэрии: Хостинский суд наконец не признал право собственности застройщика на ЖК. И дом идет под снос, а застройщик осужден.

Самострои не только привели к появлению тысяч обманутых покупателей, но и значительно осложнили коммунальную обстановку в городе. Если застройщик возводит дом на участке под ИЖС и не заботится о подводе сетей к зданию, то канализация, теплосети, водопровод, электросети остаются прежней мощности из расчета на одну семью, а пользуются этими благами цивилизации сотни жильцов многоквартирного дома. Естественно, в итоге страдают как сами жильцы этих ЖК, так и соседи, у которых резко падает напряжение в сети, уменьшается напор воды в кране, а канализация нередко просто отводится на рельеф.

В прошлом году при сносе самостроя на улице Ружейной выяснилось, что стены дома заполнены обычным пенопластом, что крайне пожароопасно — при малейшем коротком замыкании дом сгорел бы за пять минут, как стог сена. При этом подъезды для машин спасателей просто не предусмотрены, впрочем, вообще никаких подъездов там нет, на машине подъехать невозможно. Кстати, эти самострои из пенопласта, полиэтилена, картона и прочего ненормативного материала горят в Сочи с незавидной регулярностью, по несколько штук в год. Недавно такой вот дом горел на улице Пятигорской. Пожарные расчеты, расположенные всего в трех километрах, смогли добраться до места лишь через час, когда пятиэтажка практически полностью сгорела.

Сегодня в Сочи в плане на снос уже более 500 домов, 54 из них — высотки. И это только начало — маховик раскрутился не на шутку и угрожает снести чуть ли не полгорода вместе с новоселами, покупавшими квартиры по баснословным ценам. Чтобы хоть как-то остановить эту машину, мэр курорта Анатолий Пахомов взялся искать выходы на мировые соглашения по каждому более или менее приличному объекту. По каждому проблемному дому создана отдельная рабочая группа. На встречах с жильцами незаконных домов Пахомову только и остается, что успокаивать разъяренную толпу, устраивающую настоящую осаду мэрии: «Возможно, те дома, которые уже заселены, обследованы специальной комиссией и соответствуют нормам противопожарной и сейсмической безопасности, смогут избежать сноса».

На одном из собраний, на котором нам довелось присутствовать, один из жильцов по имени Павел выкрикнул: «Ну вы же решаете проблемы обманутых дольщиков. Уже восемь домов заселили. Почему же нас кидаете? Вам не стыдно?» Мэр ответил: «Между дольщиками по 214-му закону и обманутыми покупателями — принципиальная разница. Первые защищены законом, и у администрации есть полномочия для решения их проблем. А те, кто покупал узаконенное через суд жилье, столкнулись с мошенничеством. И согласно принятым правовым нормам отстаивать свои интересы должны самостоятельно, подавая иски к застройщикам, которые их обманули».

 

Самая наглая новостройка Сочи — прямо на городском пляже 22-04.jpg СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
Самая наглая новостройка Сочи — прямо на городском пляже
СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
Бригада разрушителей по решению суда завершает ликвидацию одного из жилых комплексов 22-05.jpg
Бригада разрушителей по решению суда завершает ликвидацию одного из жилых комплексов

И Краснодар тоже

Сочи не единственный в России город диких самостроев. Весь Краснодарский край по количеству незаконного строительства такой же. В самом Краснодаре есть целые районы двадцатиэтажных новостроек, куда даже дороги нет, она просто не предусмотрена в плане, потому что в этом месте должно быть пастбище для лошадей. В других регионах проблема самостроев тоже есть, но она не имеет такого чудовищного размаха. При этом такие невероятные объекты, как жилые высотки на городском пляже, кроме Краснодарского края, вы нигде больше не встретите. Проблема усугубляется еще и тем, что Сочи и Краснодар — это уникальные города, лидеры миграционного притяжения всей страны, растущие совершенно дикими темпами. Надзорных ресурсов просто физически не хватит на этот поток строек.

Легализовать дома, по закону (да и по здравому смыслу) непригодные для жизни, государство не может. Это будет преступлением. Поэтому единственное решение в этой ситуации — хирургическое: физически ликвидировать все объекты, устранить нарушения в которых невозможно (а таких большинство, к сожалению). Остальные по возможности привести в соответствие с законом.

А «заряженных» крикунов в СМИ и интернете, штампующих страшилки и призывающих устроить виселицу то тем, то другим людям, надо каким-то образом отключить от публичных медиаресурсов. Эту проблему государство сейчас тоже пытается решать, но пока, к сожалению, безуспешно.