Всмотримся в этот еще не прояснившийся процесс с разных сторон и начнем с обвинения, типичного, например, для украинской блогосферы, но встречающегося и за ее пределами. Суть обвинения примерно в том, что Россия, русская глубинка, — это «сплошная вата и алкашня», а уж на этом фоне мы-то (например, украинцы) всяко поприличнее будем. Обвинение, конечно, пустое, но указывающее на некоторую сокрытую от обвинителей истину — сокрытую, в частности, ввиду резкого когнитивного диссонанса, который она вызывает. Почему же эта «сплошная алкашня» и «бестолковщина» сохранила ядерный паритет и не собирается преклонять колена перед Госдепом, как это сделали куда более благополучные нации? Почему она остается одной из ведущих космических держав, реализует впечатляющие инфраструктурные проекты и уже без всякого сомнения восстанавливает свое присутствие в Арктике, Антарктиде и во всех пяти океанах, да и по уровню ВВП превосходит добровольно принявшую вассальную зависимость Украину, мягко говоря, не настроенную бросать деньги на ветер?
Мы видим поддержание дорогостоящих структур суверенитета нередко вопреки текущему благосостоянию — но мы видим также, что эта стратегия опирается на консенсус имперского народа. Чем шире и устойчивее этот консенсус, тем прочнее имперская сборка. Вопрос, однако, в степени достоверности такого имперского самочувствия — на фоне прогрессирующего жлобства верхушки среднего класса. Кто они, эти подкупленные нигилисты, выступающие от имени мировой прогрессивной общественности и пользующиеся ее прикрытием? Они, являющиеся источником пополнения элиты — увы, замутненным источником, — не везде и не всегда берут верх. С именем всегда проблема, ибо точное имя есть существенная часть решения вопроса. Они представляют собой странное сочетание — интеллигенты-обыватели, сокращенно — и. о. Данное сокращение им очень подходит, ведь они исполняют обязанности радикальной интеллигенции и арт-пролетариата в условиях отсутствия реальных претендентов.
Попробуем опустить зонд в их среду, во внутренний мир этого офисного планктона и послушаем их монолог или, скорее, вялую перекличку, лишь отчасти совпадающую с речевкой, придуманной самозваными цивилизаторами. В перекличке чаще всего встречаются следующие максимы:
— мы чистенькие, не нарушаем общественный порядок, мы законопослушные;
— нас принимают за своих в цивилизованной Европе, что очень и очень важно, ведь мы, в сущности, такие же. И это повод для гордости, ведь вокруг далеко не все такие белые и пушистые;