Метод кнута и кнута

13 мая 2019, 00:00

ТАСС
Китай бодрится, но тягаться с США в торговой войне ему становится все труднее
Читайте Monocle.ru в

Торговая война, идущая между США и Китаем, ознаменовалась мощным ударом по китайской экономике. Белый дом увеличил торговые пошлины на группу товаров общей стоимостью 200 млрд долларов с 10 до 25%. Нельзя сказать, что такой шаг стал неожиданным, напротив, об этом было известно с сентября прошлого года: тогда ввели десятипроцентные пошлины и объявили, что с 1 января 2019 года они будут увеличены до 25%. Китай, поставляющий в США товаров более чем на полтриллиона долларов, запросил отсрочки, и президент США Дональд Трамп согласился отложить введение повышенного тарифа на три месяца, то есть до 1 апреля. Однако переговоры шли, а устраивающую США торговую сделку так и не заключили. Более того, китайский экспорт в США по итогам 2018 года вырос на 11,3%, а импорт из США в Китай практически не изменился, увеличившись лишь на 0,7%. Торговый дефицит США с Китаем вырос на 17,2% и поставил новый рекорд — 323 млрд долларов.

Препятствие к заключению нового торгового соглашения состояло в том, что Трамп не просто требовал покупать больше американских товаров и перестать красть интеллектуальную собственность — он требовал от Китая, чтобы тот изменил экономическую модель развития. Прекратив субсидировать отдельные отрасли производства, китайское правительство заставило бы их развиваться исключительно по рыночным законам. Но предприятия, лишенные дотаций, начнут не развиваться, а, скорее всего, разоряться и закрываться. Китай в погоне за экономическим ростом стимулирует строительство и производство всего и вся. Пустые города, соединенные свободными от автомобилей автобанами, призваны не только поправить сегодняшнюю статистику строительной отрасли, но и стать мостом в будущее, в котором разбогатевшие китайцы смогут воспользоваться заранее приготовленной инфраструктурой. Таким же образом, любой ценой, должен быть обеспечен захват внешних рынков, а прибыль от этого Китай рассчитывает получить позже. Реализуемы эти планы в принципе или экономика КНР рухнет под гнетом долгов и внутренних противоречий, не столь важно: Дональд Трамп требует прекратить смелый эксперимент. «Когда я пришел (стал президентом США. — “Эксперт”), все шло к тому, что Китай за очень короткое время станет больше нас. Теперь этого не случится», — заявил Дональд Трамп более года назад. Ближайший соратник президента, бывший руководитель ЦРУ, госсекретарь США Майк Помпео заявлял: «Если посмотреть в долгосрочной перспективе на угрозы жизненному укладу американцев, которые создают риски для продолжения экономического роста Америки, Китай выступает наибольшей угрозой».

Пекин, в свою очередь, по-прежнему надеется заменить собой США на мировом геополитическом олимпе, но для реализации этого амбициозного плана остро нуждается в американских деньгах и технологиях. Столкнувшись с торговой войной, он пытался держаться бодро, обещая отвечать США симметрично, но после того, как они начали обмениваться торговыми ограничениями, быстро выяснилось, что у китайцев «кончились патроны». Введя пошлины на товары стоимостью 110 млрд долларов и имея всего 130 млрд американского экспорта, Пекину трудно что-то ограничивать дополнительно. А американцы, установив пошлины на 250 млрд долларов, имеют возможность ввести дополнительные ограничения против китайского экспорта на 300 млрд.

Помимо пошлин у США в арсенале есть еще одно оружие против экономики Китая — санкции из-за нарушений прав интеллектуальной собственности или санкционного режима. Год назад Вашингтон провел показательную порку китайской компании ZTE — второго по величине в стране производителя телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов. По мнению американских властей, с 2010 по 2016 год ZTE продавала в Иран и КНДР устройства, изготовленные с применением микропроцессоров американского производства. В результате американских санкций она полностью остановила производство, а чтобы выйти из-под санкций, согласилась выплатить миллиард долларов штрафа правительству США, а также сменить состав совета директоров под контролем американских властей. Аналогичная атака последовала на крупнейшего китайского производителя телекоммуникационного оборудования Huawei. В США против компании были выдвинуты обвинения в шпионаже и похищении технологий у американской фирмы T-Mobile. Американцы ввели запрет для федеральных органов власти на сотрудничество с любыми частными предприятиями, использующими оборудование Huawei.