Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал максимально использовать механизмы поддержки отечественных производителей, подчеркнув, что доступ к заказам должен быть равным для национальных компаний. Но проблема в том, что позиция главы государства и решения правительства России, направленные на импортозамещение, пока не могут переломить негативный экономический тренд в высокотехнологических отраслях экономики, положение которых в целом продолжает ухудшаться. Меры поддержки срабатывают, но не полностью.
Первым делом — российское
В прошлом году на поддержку проектов по импортозамещению из федерального бюджета было выделено порядка 125 млрд рублей. Государство, инвестируя в них, надеется получить мультипликативный эффект, однако этого не происходит в силу того, что развитие многих проектов блокируется крупными игроками рынка.
Вот пример из нашей практики. Завод «Тензор» получил 195 млн рублей от Фонда развития промышленности на создание новых технологий пожаротушения по программе импортозамещения. Благодаря этому в прошлом году мы завершили серийное освоение систем пожаротушения тонкораспыленной водой по технологии «водяного тумана» (мелкодисперсной воды) — первая уже смонтирована на Нововоронежской АЭС.
Однако все попытки заинтересовать этой продукцией РЖД, Московский метрополитен, других крупных потребителей пока не увенчались успехом. Выбирается импорт, хотя по техническим характеристикам наши приборы не хуже, а по цене привлекательнее немецких, шведских, итальянских и других аналогов.
Названные крупные государственные компании даже не рассматривают российские продукты. Почему? Одна из причин — проектные институты, работающие в сфере железнодорожного строительства, в упор не видят отечественные разработки. Причем даже те, которые уже применяются на других предприятиях.
В советское время эти проектные институты работали с советскими же заводами, производившими соответствующее оборудование. Но те заводы ушли с рынка, на их место пришли иностранные производители. Проектные институты переключились на работу с ними и теперь по накатанной колее выбирают иностранные модели приборов. Хотя логически невозможно объяснить, почему на атомной станции наш прибор пожаротушения использовать можно, а для метрополитена он якобы не подходит.