В первом квартале 2019 года заметно ухудшилась ситуация с доходами населения, что привело к торможению роста потребительского спроса. Реальные располагаемые доходы населения в январе–марте сократились на 2,3% к соответствующему периоду прошлого года, тогда как в четвертом квартале спад ограничивался 1,9%. Еще более выраженным оказалось торможение роста реальной начисленной зарплаты: с 4,1% в октябре–декабре до 0,4% в январе–марте (при этом рост в марте вообще обнулился). Сказался эффект высокой базы первого квартала прошлого года, когда в период выборной кампании президента страны зарплаты бюджетников активно повышались. В результате розничный товарооборот в постоянных ценах в первом квартале увеличился лишь на 1,8% — это минимум с начала 2018 года.
Росстат обнародовал данные о распределении доходов по итогам прошлого года. Пересчитав по новой методике динамику доходов населения за последние пять лет, статведомство пришло к заключению, что среднедушевой денежный доход в 2018 году сократился по отношению к предкризисному 2013-му на 8,3%. При этом из кривой распределения среднедушевых доходов следует, что около двух третей жителей страны получают доход ниже среднего (он составил в 2018 году 32,6 тыс. рублей). Медианный доход, разбивающий население пополам (на тех, кто имеет доходы выше этой величины, и на тех, чьи доходы ниже), составил всего лишь 24,4 тыс. рублей, а самый распространенный, так называемый модальный, — и вовсе жалкие 13,6 тыс. Это лишь на треть выше официального прожиточного минимума. При том что в целом ряде регионов (Хакасия, Тыва и других) модальный доход лишь ненамного превышает прожиточный минимум, что служит верным индикатором застойной бедности.
По предварительным данным Минфина России, за первый квартал 2019 года доходы федерального бюджета составили 4,6 трлн рублей, что на 12,6% больше соответствующего показателя прошлого года. Нефтегазовые доходы федерального бюджета увеличились на 7,2%; их рост обусловлен существенным ослаблением рубля на фоне более низких цен на нефть. По отношению к ВВП доходы в целом составили 18,5%, нефтегазовые — 8%, это примерно соответствует уровням 2018 года.
Что касается ненефтегазовых доходов, то весьма занимательным выглядит отсутствие роста (в процентах ВВП) внутреннего НДС, несмотря на повышение его ставки на два процентных пункта с января нынешнего года. Увеличение поступления НДС под влиянием повышения ставки, как ожидается, произойдет в последующих периодах 2019-го. Зато существенный рост наблюдался в поступлениях НДС на импортную продукцию, а также налога на прибыль.