Толчком к резкому ухудшению в системе высшего образования стал перевод значительной части ресурсов на повышение зарплаты преподавателей до двойной средней по региону. Следствием стал резкий провал в финансировании исследовательских работ и обвальное сокращение числа и объемов фундаментальных дисциплин. На это наложилось падение уровня подготовки выпускников школ, приводящее к невозможности набрать достаточно студентов, которые могут успешно учиться в магистратуре и аспирантуре. Все вместе привело к острым проблемам в большинстве университетов России.
Если оценить ситуацию в университетах, очевидны два параллельных процесса — заметное внешнее улучшение, современно выглядящие кампусы и серьезный спад уровня подготовки абитуриентов, упрощение обучения студентов, урезание учебных программ. Приличное финансирование в течение нескольких лет позволило улучшить университетскую инфраструктуру, оснастить лаборатории, сделать университеты привлекательнее, а жизнь в них — более активной. Этот интенсивный путь развития закончен. Сказать, что университеты плохо использовали завершенные программы финансирования, будет нечестно, они вынуждены были следовать реформам, не имеющим рациональных целей, ресурсы и силы были направлены на переход к системе бакалавриата и магистратуры. Число старшекурсников — именно они необходимы в лабораториях — сократилось, преподавательские ставки сокращаются еще быстрее. Это результат требования Минобрнауки привести соотношение числа преподавателей и студентов к 1:12, на 2019 год уже 1:13, а пять лет назад было 1:10 (фактически в исследовательских вузах было 1:8–1:9). Так, на физическом факультете Пермского университета число ставок преподавателей за пять лет сократилось на 13%, и этот процесс продолжается.
Чтобы уложиться в требуемое соотношение, университеты сокращают аудиторные занятия, пытаются увеличивать набор, снижают уровень требований, но все равно отсев на пути к диплому бакалавра по естественно-научным и математическим специальностям составляет около 50%. В магистратуру этих факультетов идет 60–80% выпускников бакалавриата, многие не понимают зачем, их приходится уговаривать, иначе магистратура грозит быть закрытой с необратимыми последствиями для кафедр (еще большее урезание ставок, закрытие аспирантуры), и там в группах по специальностям обучается по пять–семь человек. Многие при этом где-то работают вне университета, часто на занятия приходят всего три–пять человек. Формально все как бы занимаются научной работой, но чаще всего отдачи от нее нет.