Аналитический центр «Эксперт» завершил четвертую волну исследования научной продуктивности российских университетов. Традиционно мы разбили ее на два больших блока: фундаментальный (предполагает оценку масштаба и качества публикационной активности) и изобретательский (подразумевает изучение патентной деятельности). Таким образом нам удалось определить лидеров в области теоретических изысканий и выявить тех, кто придумал, как эти изыскания реализовать на практике.
Методика рейтинга публикационной активности концептуальных изменений в этом году не претерпела. Но два новшества в нее все же были внесены. Во-первых, мы разбили на самостоятельные области экономику и менеджмент, науки о Земле и экологию. Публикаций в каждой из этих сфер наконец стало достаточно, для того чтобы делать обоснованные выводы.
Во-вторых, услышав пожелания вузов, мы решили дополнительно проанализировать ряд узких ниш. Наш выбор пал на металлургию (это довольно крупный раздел научного знания, разработки в этой области ведет существенное число университетов), искусственный интеллект и биохимию (эти быстроразвивающиеся отрасли в перспективе десяти-пятнадцати лет могут полностью изменить мировой порядок).
Главный вывод рейтинга: университеты продолжают активно инвестировать в фундаментальную науку. В этом году ценз для попадания в рейтинг хотя бы по одному предмету прошли 125 вузов из 44 городов (в 2018-м было 105 и 37 соответственно). Одновременно с 43 до 38 снизилось число заведений, представленных только в одной сфере. Количество же университетов, попавших во все 14 рейтингов, возросло до семи (помимо ожидаемых МГУ, СПбГУ, УрФУ, КФУ, НГУ в списке оказались Томский политехнический и Томский государственный университеты).
Заметим, что за год уровень научной конкуренции зримо вырос. Среднее число новичков, вошедших в топ-10 в той или иной предметной отрасли, увеличилось с одного до полутора. Лидером по обновляемости стала экономика, где в первую десятку попали сразу четыре ранее не присутствовавших в ней вуза.
Несмотря на усиление конкуренции, пятерка университетов, показывающих высокие результаты в наибольшем количестве предметных областей, за год не изменилась — это МГУ (обосновался в первой тройке в 13 из 14 крупных ниш), СПбГУ, НГУ, ИТМО и НИУ ВШЭ. Приходится констатировать: Москва и Санкт-Петербург по-прежнему безоговорочно лидируют в области науки среди университетов РФ.
Методика рейтинга публикационной активности
Рейтинг научной продуктивности вузов строится на двух ключевых принципах. Первый принцип — узкая специализация и глубокое погружение в проблематику. Наиболее авторитетные российские и международные исследования (неважно, оценивают они вузы в целом или в отдельных предметных областях), как правило, стремятся к комплексному анализу деятельности университетов. Их авторы изучают образовательный и научный процесс, успехи в коммерциализации исследований, достижения в международной кооперации и т. д. Мы концентрируем внимание на одном направлении — статьях, опубликованных в журналах, индексируемых в международных базах.
Второй принцип нашей методики — объективность. Все расчеты основаны на открытых данных. При желании вузы обратным счетом могут верифицировать все использованные нами исходные показатели. Преимущество такого подхода — в возможности относительно легко объяснить причины успехов и неудач университетов.
Используемые в рейтинге показатели разделены на три равнозначных блока: «Востребованность / Качество», «Масштаб и устойчивость деятельности» и «Качество роста». Первый блок оценивает среднюю цитируемость, взвешенную цитируемость в той или иной предметной области, качество журналов. Вторая группа показателей связана с тем, насколько устойчивы текущие результаты, получены они за счет одного-двух или большой группы сильных исследователей. Блок «Качество роста» учитывает особенности роста университетских систем с целью нейтрализовать не совсем чистые практики. Мы включили в него два показателя: «Качество цитирований» (рассчитывает долю самоцитат в общем объеме цитирований; при достижении порогового значения 40% балл начинает резко снижаться) и «Концентрация статей» (оценивает, насколько широк круг журналов, в которых вуз представляет результаты исследований. Широкий круг журналов — это индикатор, во-первых, более широкого круга компетенций университета, так как разные журналы даже в рамках одного предмета специализируются на различных узких тематиках. Во-вторых, это означает, что работы университета признаются ценными не в одной-двух редакциях, которые к тому же могут быть аффилированными с ним, а широким кругом членов редколлегий и рецензентов). Хорошие результаты по этим индикаторам являются свидетельством того, что деятельность научных коллективов университета обширна и нужна не только им самим.
В ходе подготовки рейтинга был составлен собственный перечень недобросовестных журналов. На данный момент в нем находится 45 наименований (постепенно он будет дополняться). Этот список, а также все рейтинговые таблицы и полное описание методики размещено на сайте Acexpert.ru.
Сила творчества
Один из ярких показателей успешности ученого — число его молодых последователей, полагает первый проректор Сибирского федерального университета (СФУ) Павел Вчерашний
— Павел Михайлович, на какой основе СФУ формирует приоритеты научного развития?
— Мы последовательно реализуем долгосрочную программу повышения конкурентоспособности, идя при этом в унисон со стратегическими проектами развития Красноярского края. Сегодня наиболее масштабный из них — «Енисейская Сибирь». Реализовать его, согласно спецраспоряжению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, планируется сразу в трех субъектах — Тыве, Хакасии и Красноярском крае. Это очень перспективный и богатый макрорегион. И мы видим свою задачу в том, чтобы принять участие в раскрытии его потенциала.
Одним из механизмов достижения результата может стать научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня, создаваемый на базе СФУ. Среди задействованных направлений — металлургия, материаловедение, нефтегазовое дело, энергетика, космическая связь.
— Каковы, с вашей точки зрения, критерии успешности исследователя?
— В научной среде успех принято измерять по количеству опубликованных статей и числу цитирований. Но наш университет расположен в индустриальном регионе, поэтому при оценке коллектива мы учитываем объем НИОКР, активность в R&D-центрах, готовность компаний инвестировать в разработки. Показателем успешности ученого, с моей точки зрения, также является количество находящихся в его группе молодых исследователей. Они лучше прочих чувствуют, что будет востребовано через пять-десять лет.
— Является ли стимулирование изобретательской и патентной деятельности приоритетом Сибирского федерального?
— Для нас это задача принципиальной важности. В создаваемом на базе СФУ научном центре по заказу индустриальных партнеров планируется разрабатывать технологии, которые потом будут внедряться в производство. Количество разработок станет одним из главных показателем эффективности НОЦ.
Кроме того, сейчас мы находимся на стадии перезагрузки отношений с краевым бизнес-инкубатором. В ближайшем будущем мы намерены объединить усилия по развитию студенческих стартапов.
В идеале изобретательская деятельность должна сопровождать процесс обучения от начала и до конца. Она — своего рода прививка активной жизненной позиции. Творческая мысль и желание что-то усовершенствовать — это стимул к развитию и личности, и общества в целом.
Подготовил Сергей Ермак
Наука по требованию
Ключевой фактор, влияющий на выбор научных приоритетов вуза, — их привлекательность для абитуриентов и студентов, уверен проректор по программам развития Новосибирского государственного университета (НГУ) Алексей Окунев .
— Функционирование высшей школы сегодня во многом определяется рынком. Университеты пока до конца этого не осознают, потому что основным источником их доходов по-прежнему являются субсидии на выполнение государственного задания. Однако очевидно, что мы сегодня не можем принудить абитуриентов или студентов к выбору учебного заведения или программы, не способны заставить компании финансировать ненужные им проекты.
В НГУ выбор научных приоритетов обусловлен действием трех движущих сил. Первая — интерес со стороны выпускников школ и студентов с высоким потенциалом. Пример реализации такого подхода — запуск в прошлом году магистратуры по квантовой информатике. Она привлекла большое количество очень мотивированных ребят. А началось все с полуанекдотичной ситуации: пару лет назад мы на физическом факультете обсуждали очередную научную статью по квантовым вычислениям, и оказалось, что пользоваться подобными компьютерами, несмотря на то что они уже созданы, никто не умеет.
Другие направления, развитие которых обусловлено интересом со стороны студентов, — машинное зрение, нейронные сети, фотоника, ядерная медицина и медицинская юриспруденция.
Вторая сила — интеграция университета с Сибирским отделением РАН. Изначально наш вуз создавался для обеспечения академии квалифицированными кадрами, что и определяло содержание образовательных и научных программ. За прошедшие шестьдесят лет НГУ значительно расширил количество направлений подготовки. Однако в свете выполнения национального проекта «Наука» исторически сложившиеся связи с СО РАН приобретают особую важность.
Наконец, третья движущая сила — востребованность у заказчиков. В теории мы понимаем, что нам нужно развивать исследования в области генетики, искусственного интеллекта, новых материалов. Но делать это только ради публикаций, пусть даже в журналах первого квартиля, не имеет никакого смысла.
На мой взгляд, мы вообще слишком много внимания сегодня уделяем публикационной активности. Пытаемся выискать в получившихся показателях какие-то закономерности, обнаружить нечто мистическое. Но надо понимать, что цифры зачастую бывают лукавы. Ученые — очень умные люди, они в короткий срок способны выработать стратегию, которая совершенно легально позволит привести результат к нужному.
Публикации, безусловно, нужны. Иначе как мир узнает, что у нас происходит что-то хорошее? Но принимать решения только на основе цифр или ставить финансовое благополучие научной группы в прямую зависимость от библиографии — в корне неверная политика. Надо включать здравый смысл. А он говорит, что результат важнее числа опубликованных статей.
Подготовил Сергей Ермак
Баланс традиций и хайпа
В основу выбора приоритетов научной деятельность должна быть положена не мода, а экономическая целесообразность, считает первый проректор Уральского федерального университета (УрФУ) Сергей Кортов .
— Выбор научных приоритетов — задача нетривиальная. Некоторые вузы, формируя их, во главу угла ставят моду, востребованность у студентов, итоги технологических форсайтов, наличие или отсутствие у университета необходимых компетенций. Нам же кажется разумным попытаться взглянуть на этот процесс с точки зрения экономики.
Итак, дано: в 2018 году вуз, например УрФУ, заработал более девяти миллиардов рублей. Из них за счет науки и инноваций — более двух миллиардов. К 2025 году мы последний показатель хотим утроить. Для обнаружения резервов роста, на мой взгляд, необходимо проанализировать три элемента. Первый — собственно научные и инновационные продукты. Нужно понять объем и структуру выручки, формирующейся по определенным направлениям исследований и разработок.
Второй элемент — уровень интеграции научно-инженерной и образовательной деятельности. Ключевой вопрос — использует ли университет данную связь как конкурентное преимущество, получает ли он за счет этого доходы от реализации учебных программ всех уровней.
Третий элемент — способность к приносящей доход кооперации, зависящая от академической и деловой репутации вуза.
В итоге формируется сбалансированный портфель продуктов и проектов, в который включены как традиционные направления (для УрФУ, например, конструкционные и функциональные материалы и материаловедение), так и новые — искусственный интеллект, квантовые технологии или другие темы, находящихся на волне хайпа, но имеющие отложенный спрос.
Конечно, можно все бросить и удариться в развитие технологий, которые находятся на ранней стадии развития. И есть вероятность, что в конце нас будет ждать приз в виде доходов от роста нового рынка. Но есть немалый риск, что мы ошибемся, сожжем деньги и поставим вуз в очень сложную экономическую ситуацию.
Подготовил Сергей Ермак
Методика рейтинга изобретательской активности
Общий балл университета рассчитывается с помощью нормализованных значений рассматриваемыхпоказателей, взвешенных на их вес в общем рейтинге.
Сбор и верификация данных для рейтинга проведены при поддержке Центра интеллектуальнойсобственности Уральского федерального университета. За помощь в подготовке проекта «Эксперт» бла-годарит персонально директора центра Дмитрия Шульгина и сотрудника центра Михаила Вьюхина.