Бурное развитие агропрома в последние пятнадцать лет имело свою экономическую логику: в первую очередь «выстрелили» быстро окупаемые и наименее капиталоемкие отрасли — птицеводство, свиноводство, производство овощей «борщевого набора» и некоторые другие. Выход этих отраслей на самообеспечение был активно простимулирован государственными программами помощи, прежде всего субсидированием ставок по кредитам и компенсациями капитальных затрат на инвестпроекты. На этом фоне более капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости инвестиций — молочное животноводство, производство говядины, производство тепличных овощей и др. — ждали своей очереди у дверей разработчиков государственных программ, которая до них дошла только несколько лет назад. В частности, после введения запрета на ввоз овощей и фруктов из Европы и затем из Турции в стране появилось большое количество проектов строительства теплиц для выращивания овощей, прежде всего огурцов и помидоров. Всего за несколько лет было введено в строй 2800 га тепличных мощностей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), доля отечественных тепличных огурцов сегодня составляет 85%, помидоров — 45%.
В прошлом году производство овощей составило 1,1 млн тонн, на 20% больше, чем в 2017-м (весь объем рынка овощей закрытого грунта ИКАР оценивает в 1,9 млн тонн). Причем лидером роста стали томаты: их производство увеличилось на 20% (огурцов — на 10%).
Один из лидеров в производстве томатов закрытого грунта — агропромышленный холдинг «ЭКО-культура», который за последние шесть лет вложил в создание тепличных мощностей в нескольких регионах страны более 50 млрд рублей. К концу этого года компания будет располагать мощностями в 225 га теплиц, что составляет 6% всех построенных теплиц (2800 га), а до 2022 года планирует увеличить мощности вдвое.
Попавшие в программы господдержки тепличные компании вошли в проекты с льготной ставкой по инвесткредитам, обещанием компенсации капитальных затрат в размере 20% и планируемым сроком окупаемости проектов в районе восьми лет. Однако государство решило не дожидаться окончания инвестиционных циклов (как это было, например, со свиноводством, где программы помощи были отменены только после завершения основной массы проектов и насыщения рынка свининой) и уже с прошлого года стало уменьшать или вовсе не выплачивать компенсацию по капзатратам. Сегодня это больно бьет по экономике тепличных проектов, особенно в центральных регионах страны, где к тому же еще и выросли затраты на освещение в теплицах из-за роста тарифов на электроэнергию. В результате сроки окупаемости инвестиционных проектов сегодня сдвигаются с восьми до десяти-двенадцати лет, многие проекты в центральных регионах вовсе становятся неэффективными, компании сокращают свои инвестиционные планы или, как это делает «ЭКО-культура», диверсифицирует свой бизнес по продуктам, направлениям деятельности и по географии инвестиций. А замещение импортного томата отечественным отодвигается на неопределенную перспективу, притом что планировалось до 2020 года увеличить объем производства тепличных овощей до 1,4 млн тонн. А чтобы полностью покрыть потребности в тепличных овощах, мощности должны вырасти, по оценкам ассоциации «Теплицы России» еще на 3300 га — более чем вдвое.