Госбанки сэкономили на СМС

20 мая 2019, 00:00

ТАСС
ФАС занялась телекомами
Читайте Monocle.ru в

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала МТС, «Т2 Мобайл» («Теле2»), «Вымпелком» («Билайн») и «Мегафон» нарушителями Закона о защите конкуренции. Выяснилось, что разница между договорами с организациями с государственным участием и теми, что заключены с предприятиями без него, может достигать десяти раз. Согласно расследованию, компании с госдолей часто платили в несколько раз меньше, чем частные. В качестве примера ФАС приводит информационные, сервисные и транзакционные рассылки СМС от банков. Чтобы понять, о каких суммах идет речь, посмотрим на Сбербанк. На самых массовых тарифах СМС-оповещение обходится клиенту Сбербанка в 60 рублей в месяц. Только в России у Сбера более 110 млн клиентов, соответственно, в результате грубых подсчетов можно предположить, что за СМС-оповещения банк получает 79,2 млрд рублей в год. Конечно, часть клиентов находится на льготных тарифах или, наоборот, на привилегированных — эти категории платят за СМС меньше или не платят вообще. Однако даже если взять половину этой суммы (заодно заложив расходы на СМС), все равно деньги получаются немаленькие. Впрочем, речь ведь идет не только о Сбербанке, ВТБ и другие банки с госучастием, как выяснили в ФАС, тоже платят в разы меньше, чем коммерческие банки.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин напомнил, что служба в прошлом году направляла «большой четверке» операторов предупреждение: их просили устранить уже тогда имевшиеся нарушения. «Однако ФАС по результатам анализа материалов, поступивших от операторов, посчитала, что предупреждение не выполнено, и возбудила дело, итогом которого стало подтверждение нарушений со стороны трех операторов связи», — отметил он. (На самом деле все же четырех: «Мегафон» позднее тоже был добавлен в список. — «Эксперт».)

Сбербанк и ВТБ ситуацию не комментируют, впрочем, как и телеком-гиганты. Только в «Теле2» ответили, что не согласны с выводами ФАС, изложенными в пресс-релизе, а решение об обжаловании примут после того, как получат мотивировочную часть решения ФАС.

Старший аналитик «Атона» Виктор Дима также считает, что нужно дождаться мотивировочной части решения ФАС, чтобы понять, что именно привело к такому решению. «В целом надо понимать, что рынок телекоммуникаций в России считается одним из самых конкурентных в мире. Это подтверждается в том числе одними из самых низких в мире средних тарифов на основные услуги связи. Поэтому столь значительная разница в тарифах выглядит, скорее, аномалией, которая может быть продиктована разными тарифными планами, включающими в себя различный набор услуг, — рассказывает г-н Дима. — Рассылка СМС — это существенная часть расходов банков, и все по-разному подходят к этой задаче. Например, Сбербанк и “Тинькофф” организовали виртуального оператора связи с “Теле2”, что позволило им серьезно сократить издержки на рассылку СМС».

Возможно, речь идет о скидках за объем, но нельзя исключать и вероятности действия других факторов. «Госбанки и вообще компании с госучастием — это крупные клиенты, которые нужны операторам. Они рассылают миллионы сообщений и получают скидки за объем, — отмечает аналитик ГК “Финам” Леонид Делицын. — Нельзя сказать, что бизнес операторов не в поле ответственности ФАС, здесь она как раз выполняет свою задачу. В случае госбанков важным фактом является и то, что они не только клиенты, но и кредиторы операторов (а речь идет о десятках миллиардов рублей) и сделкии могут иметь комплексный характер».