Плательщик определен, виновник — нет

20 мая 2019, 00:00

За загрязненную «Дружбу» заплатит «Транснефть» 06-02.jpg ТАСС
За загрязненную «Дружбу» заплатит «Транснефть»
ТАСС

«Транснефть» готова компенсировать ущерб пострадавшим от загрязненной хлорорганикой нефти, попавшей сначала в магистральный трубопровод «Дружба», а затем к потребителям, в частности на два белорусских НПЗ. Транспортировка нефти по «Дружбе» была приостановлена, и потому среди тех, кто может выставить счет «Транснефти», есть в том числе российские экспортеры углеводородов и европейские потребители. Об этом сообщил вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак по итогам переговоров со своим белорусским коллегой Игорем Ляшенко.

По словам российского чиновника, компенсации будут выплачены тем, кто сумеет доказать, что убытки действительно были: «…Договорились создать совместную рабочую группу: восемь человек, которые оценят фактические убытки. У нас нет никаких противоречий с точки зрения того, что компенсация должна быть с российской стороны, но ее реально подсчитать. Коллеги договорились, рабочая группа специально подсчитает не только фактический размер убытка, но и способы их компенсации, потому что они могут быть разными». Примечательно, что, по словам Дмитрия Козака, из переговорного процесса исключены юристы. Видимо, договариваться о способах и сумме компенсаций будут, что называется, по совести.

При этом Дмитрий Козак пока не готов назвать даже приблизительную сумму понесенного пострадавшими ущерба. Ранее глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что ее установление может занять до месяца. При этом, по его личной оценке, общая сумма вряд ли превысит 100 млн долларов.

В свою очередь президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью агентству «Белта» оценивал возможные потери только для своей страны в сотни миллионов долларов. Точные цифры, по его мнению, можно будет определить после ревизии оборудования на белорусских НПЗ. Александр Лукашенко считает, что сумма ущерба должна складываться из нескольких составляющих: повреждений, нанесенных собственно трубопроводу, насосному оборудованию на нефтепроводах и оборудованию НПЗ, недополученной выручки за переработку нефти и от ее транзита.

Хлорорганика используется при добыче вязкой нефти: ее закачивают в пласт для разжижения асфальто-смолистых отложений, тем самым повышая отдачу пластов.

Наличие в нефти органических хлоридов не представляет угрозы для системы магистральных трубопроводов. Они опасны для НПЗ, поскольку при нагреве до температуры свыше 150 градусов разлагаются с выделением соляной кислоты, которая как раз и приводит к коррозии внутренних трубопроводов и оборудования завода. В начале 2000-х использование хлорорганики при добыче нефти было запрещено, но в 2012 году запрет отменили.

Собственно говоря, что «Транснефть» в этой ситуации окажется крайней, стало понятно после встречи ее главы Николая Токарева с президентом Владимиром Путиным в конце апреля. Глава «Транснефти» рассказал президенту, что нефть при приеме в трубу транспортной компанией не проверяется: по нормативным документам подготовку ее к закачке в систему и контроль качества должны осуществлять или сами крупные нефтяные компании, или предприятия, которые аккумулируют объемы от небольших поставщиков и затем передают их на транспортировку. Николай Токарев дал понять, что формально «Транснефть» не виновата: она действовала в соответствии с существующей нормативной базой, а виноваты мошенники, слившие грязную нефть в трубу. Однако такая позиция Владимира Путина, судя по всему, не устроила, и он заметил, что Россия получила серьезный экономический и имиджевый ущерб и потому систему необходимо поменять. Иными словами, по мнению президента, «Транснефть» должна сама контролировать качество нефти, которая поступает в магистральные трубопроводы, и несет ответственность за произошедшее.

Вместе с тем подозреваемые в умышленной порче нефти уже есть: четыре человека арестованы, двое объявлены в международный розыск. По версии следствия, они похитили нефть на сумму не менее миллиона рублей, а для сокрытия хищения слили загрязненную хлорорганикой нефть в магистральный трубопровод.

Было бы логично «повесить» компенсацию убытков на них. Но России нужно как можно быстрее снять проблему грязной нефти, и потому решено взять деньги там, где они точно есть: в «Транснефти». А уже по окончании следствия и определения виновных транспортная компания сможет попытаться взыскать с них потраченные на выплаты пострадавшим деньги.