Не успели мировые фондовые рынки как следует просесть, как Дональд Трамп в своей обычной манере пошел на попятную. Торговые переговоры между США и Китаем продолжатся, несмотря на возникшие разногласия, заявил президент США 14 мая. Новая торговая сделка уже готовится. И это меньше чем через десять дней после громкого «Китай сорвал сделку», прозвучавшего из твиттера Трампа как гром среди ясного неба. На протяжении шести торговых сессий мировые рынки падали, причем развивающиеся еще и испытывали отток капитала.
Под сделкой подразумевается заключение договоренностей между Штатами и Китаем по основным беспокоящим США вопросам: принудительная передача технологий, защита интеллектуальной собственности, нетарифные барьеры (в частности, отказ от поддержки китайских компаний субсидиями и девальвацией юаня) и т. д. Переговоры ведутся на высшем уровне: вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ возглавляет делегации китайцев, с американской стороны верховодят министр финансов Стивен Мнучин и торговый представитель Роберт Лайтхайзер.
Китайская сторона ехала в Вашингтон договариваться. Американские требования Китай, по крайней мере формально, постепенно удовлетворяет: закупки сельскохозяйственной и другой продукции, а также СПГ обещали расширить; новый закон об инвестициях, в котором предусмотрена лучшая защита иностранных инвесторов и их интеллектуальной собственности, приняли; дали обещание не манипулировать курсом юаня, допустить иностранные компании к участию в государственных закупках. Понятно, что быстро выполнить все требования невозможно, однако ожидания были оптимистическими. Китайская сторона была готова к сделке. Почему американцы взбрыкнули — вопрос открытый. Либо они ждали еще больших уступок от Китая (на которые, отметим, китайская сторона без потери лица вряд ли могла бы пойти). Либо США придерживаются тактики эскалации противостояния с КНР независимо от конкретных шагов и уступок с противоположной стороны.
Следующая важная встреча США и Китая произойдет в конце июня на саммите G20 в Осаке. Но не надо ожидать, что в Японии будет наконец поставлена точка в отношениях двух ведущих держав.
Пока что единственным глобальным эффектом торговой войны США с Китаем стало бегство капитала в американские активы, в первую очередь в гособлигации. И этот результат вполне устраивает Трампа перед выборами 2020 года.