Заместитель председателя правления «Газпрома» Елена Бурмистрова объявила, что в текущем году на газовом рынке Европы грядут большие перемены из-за стремительного падения поставок традиционных экспортеров, притом что потребление газа в ЕС столь же резкими темпами сокращаться не спешит.
Традиционно спрос на газ в Европе удовлетворялся за счет нескольких важнейших источников. Из России: через газопроводы «Газпрома». Из Алжира и не входящей в ЕС Норвегии. И собственной добычей ЕС: в Нидерландах и Великобритании.
Но в Нидерландах из-за участившихся землетрясений объемы добычи, долгое время державшиеся на отметке 60–70 млрд кубометров, снизятся до 12 млрд кубометров к 2022 году, а разработка Гронингена (основной газовой «житницы» королевства) будет полностью прекращена к 2030-му. Причина понятна: пятая часть Нидерландов — осушенные участки ниже уровня моря, чьи защитные дамбы не рассчитаны на сейсмическую активность. Тем временем в Великобритании запасы газа на шельфе Северного моря исчерпываются: добыча в стране упала со 110 млрд кубометров в начале 2000-х до 40 млрд сейчас, что не обеспечивает даже внутреннее потребление. Норвегия пока добывает 120 млрд кубометров в год. Но запасы газа здесь невелики, порядка 1,7 трлн кубометров. Геологоразведка значимых результатов не принесла. Страна проедает ранее обнаруженные запасы, сократившиеся за последние пятнадцать лет в полтора раза.
И тут Алжир предупреждает о сокращении экспорта в Европу. А ведь совсем недавно Еврокомиссия надеялась на его значительный рост, что должно было наряду с поставками из Каспийского региона (через газопровод «Набукко») потеснить «Газпром». Но чуда не случилось. Запасы газа в Алжире — 4,3 трлн кубометров, но реально извлекаемы не более 2,5 трлн. Страна добывает 80–90 млрд кубометров в год, и о серьезном расширении добычи при таких запасах не может идти и речи. При этом внутренний спрос на газ в стране вырос с 19 млрд кубометров в начале 2000-х до 40 млрд сейчас и, по самым консервативным прогнозам, в силу роста численности населения и развития экономики станет увеличиваться в перспективе с темпом не менее 3% в год. Проект «Набукко» был официально закрыт, пришедший ему на смену Трансанатолийский газопровод имеет мощность всего 16 млрд кубометров, из которых до половины будет отбирать Турция. А расширять нет ресурсов. Вся добыча газа в Азербайджане составляет порядка 18 млрд кубометров.
При этом спрос на газ в Европе, несмотря на установку на развитие «зеленой» энергетики, по-прежнему остается высоким — порядка 440–450 млрд кубометров в год. Парадоксальным образом отказ от атомной и угольной генерации только подогрел спрос на газ. Так что Европе уже до 2025 года придется найти выпадающие 60–70 млрд кубометров в год. И вариантов всего два: либо американский СПГ, либо импорт из России.
Между тем мощности всех американских СПГ-терминалов на начало этого года составляют 28 млн тонн, в ближайшем будущем они могут вырасти до 37 млн. Но поставками через эти терминалы по долгосрочным контрактам занимаются либо корейские и индийские компании (с целью импорта в свои страны), либо международные трейдеры (ВР, Centrica и т. д.), ищущие, где выгоднее. По данным Platts за прошлый отопительный сезон, выгоднее в Азии (в среднем 340 долларов за тысячу кубометров против 250 долларов в Европе).
«Газпром» готов увеличить добычу к 2025 году до 560 млрд кубометров. При этом на дополнительный газ претендует не только Европа, но и Китай, что может и подтянуть вверх цены на газ в Европе, и самих европейцев сделать куда сговорчивее в вопросах энергопакетов.