Уже 683 млрд рублей с начала года заплатили российские граждане и бизнес за спокойствие правительства — именно столько составил профицит доходов федерального бюджета по итогам первых четырех месяцев 2019 года. При этом наибольший рост показывают ненефтегазовые доходы.
В целом на рост доходов казны влияют слабый рубль и повышение с начала года ставки налога на добавленную стоимость до 20%. При этом повышение НДС уже повлияло на реальные доходов населения и экономический рост: по итогам первого квартала Росстат оценил прирост ВВП лишь в 0,5% год к году.
Выжимать больше нечего
Хорошие поступления ненефтегазовых доходов само по себе не новость — они традиционно приносят в бюджет больше средств. Но первый квартал 2019-го был особенным — это был первый налоговый период, в котором действовали повышенные ставки НДС. Интересно, что, по данным ФНС, несмотря на это, поступления по налогу на добавленную стоимость в первом квартале 2019-го выросли примерно так же, как в первом квартале 2018-го, — на 11,6% год к году (рост в первом квартале 2018-го составил 11,2% год к году). Но если раньше такой прирост почти полностью был обеспечен более совершенными методами сбора налогов, то теперь частью этого прироста стал эффект от повышения НДС.
Иными словами, выжимать все более совершенными методами сбора налогов из экономики больше нечего. «По нашим оценкам, в январе–апреле 2019 года дополнительные доходы федерального бюджета от повышения ставки НДС составили примерно 185 миллиардов рублей, или 65 процентов общего прироста поступлений по НДС. При этом предварительные расчеты демонстрируют снижение собираемости внутреннего НДС примерно на три процентных пункта», — подсчитал Александр Широв, профессор, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
В целом по итогам года бюджет в результате повышения ставки НДС получит дополнительно около 600 млрд рублей, полагает Сергей Белев, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. «Но при этом имейте в виду, что по году это неравномерно разойдется, потому что основные продажи идут ближе к концу года. По нарастающей к концу года идут госзакупки, новогодние закупки, потом отпуска и так далее», — добавляет он.