Цифровые технологии встречаются во многих сферах МСБ, но пока чаще в ритейле, транспорте, логистике. Компании автоматизируют работу служб доставки и продаж, отделов по работе с клиентами и т. д. Например, как рассказывают в компании Atlas Delivery, есть разработки для оптимизации логистики, которые переводят предприятия с «ручного» управления доставкой (когда организацию доставки планируют в Excel и Google Maps, а курьеров ищут по телефону) на режим, когда уже автоматизированная система сама строит выгодные маршруты, автоматически назначает курьеров с лучшими рейтингами и прогнозирует сбои и задержки. В итоге компания, вне зависимости от размера и отрасли, может осуществлять доставку на уровне мировых лидеров — за два часа от заказа до двери.
Цифровизация добралась до мелкого ритейла. «Еще несколько лет назад системы интеллектуального видеонаблюдения были недоступны малому и среднему бизнесу, — говорит Евгений Мискевич, партнер логистической компании “Точка-Точка‟. — Подобный проект мог стоить сотни тысяч долларов. При этом системы могли использоваться неэффективно. Они решали проблемы безопасности, но плохо помогали оптимизировать расходы. Развитие машинного зрения и облачных технологий полностью поменяло подход к использованию видеоаналитики. Облачные решения устранили необходимость установки большого количества оборудования, а нейросеть сделала умное видеонаблюдение хорошим способом стимулирования покупательской активности». По мнению Евгения Мискевича, внедрение видеоаналитики позволяет сберечь до 40% выручки, которую в среднем теряет магазин из-за неконтролируемых очередей у касс: одна камера с установленной системой видеоаналитики может контролировать несколько очередей одновременно. Система анализирует ситуацию и рассылает уведомления сотрудникам о необходимости открытия дополнительных касс. Кроме того, высчитывается среднее время нахождения покупателя в очереди, скорость ее движения, а предиктивная аналитика прогнозирует периоды пиковой загруженности магазина.
Цифровизация во многих случаях предполагает использование элементов интернета вещей — в том числе на основе датчиков и комплексных IoT-решений. Такие технологии разрабатывает, например, казанская компания «Эскорт», решения которой применяются, в частности, в строительстве и сельском хозяйстве. Один из московских застройщиков использовал метеостанцию — универсальный моноблок (российское оборудование), обеспечивающий автоматическое измерение ряда метеорологических параметров для контроля погодных условий на стреле башенного крана. Работа башенного крана должна останавливаться только при скорости ветра свыше 10 м/с, а все монтажные работы — при скорости выше 15 м/с. Но если нет оперативного дистанционного контроля за работой крана, возможны самовольные остановки и дорогостоящие простои арендованного оборудования. В таких случаях без точного измерительного оборудования споры застройщиков с подрядными организациями очень тяжело разрешать.