Росстат продолжает испытывать наше терпение. На прошлой неделе ведомство допустило досадный фальстарт. Первоначальный вариант статсводки о промышленном производстве в апреле, содержащий фантастически высокий темп прироста выпуска в прошлом месяце — 4,9% к апрелю 2018 года, — вызвал у аналитиков недоумение. Действительно, в первом квартале промышленность показала гораздо более скромный рост (2,1%), а по итогам марта темп опустился и вовсе до 1,2%. Опросные индикаторы деловой конъюнктуры в апреле–мае тоже не свидетельствовали о каком-то необыкновенном оживлении.
«В основе апрельского “сверхуспеха” — очень странная статистика по добыче газа, идущая вразрез с данными из альтернативных источников, — заявили эксперты ЦМАКП в своем экспресс-анализе. — Согласно данным Росстата, добыча газа горючего природного в апреле составила 116,0% от уровня годовой давности (после 103,8% в марте). Однако, по данным ЦДУ ТЭК, в апреле добыча природного газа составила лишь 103,5% от уровня годовой давности, то есть осталась приблизительно на уровне марта. Схожая и еще более выпуклая ситуация — с газовым конденсатом, производство которого в апреле превысило уровень годовой давности вдвое (после превышения приблизительно на 20% в марте)».
На следующий день после выхода сводки с загадочным ростом Росстат признал содержащиеся в ней сведения ошибочными, отозвал ее и обнародовал скорректированные данные. «Внутреннее расследование выявило, что одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком АО представило территориальному органу государственной статистики неточные данные, — сообщил Росстат в пояснительном комментарии к новым данным. — Это привело к тому, что данные о динамике и объемах добычи природного газа, а также индекс промышленного производства, приведенные в публикации, были рассчитаны неверно».
Впрочем, подвижка вниз оказалась несущественной: по совокупному индексу промпроизводства — с 4,9 до 4,6%, по выпуску добывающих отраслей — более выраженной: с 6,0 до 4,2%.
Уточненные официальные оценки тоже кажутся специалистам ЦМАКП завышенными. Кроме того, в апреле результаты вмешался календарный фактор: формально было на один рабочий день больше, чем годом ранее. С устранением влияния и этого фактора прирост промышленного выпуска в апреле оценивается ЦМАКП в 2,6%. По сравнению с предшествующим месяцем объем производства в апреле увеличился на 0,3% — после роста на 0,1% в месяц в первом квартале. И это после очистки влияния сезонного и календарного факторов. Таким образом, если верить расчетам ЦМАКП, некоторое ускорение промышленного выпуска в апреле все же имело место (см. график).
На момент сдачи номера в печать не были готовы расчеты еще одного, альтернативного официальному, индекса промышленного производства, которые на протяжении уже более 25 лет ведет группа Владимира Бессонова и Эдуарда Баранова в НИУ ВШЭ. Владимир Бессонов в беседе с «Экспертом» призвал крайне настороженно относиться к качественным оценкам ситуации в промышленности: «Отрезвление наступит по итогам мая, к тому же в этом мае на целых два рабочих дня меньше, чем годом ранее (18 вместо 20, то есть на 11 процентов). Если посмотреть на динамику по обрабатывающим производствам и сделать поправку на календарь, то оптимизм пройдет. Еще меньше оптимизма в итогах первого квартала по ВВП. Если убрать лишний рабочий день, получим стабилизацию на уровне первого квартала 2018-го. А если тогда был подъем, значит, сейчас — спад».
А вот за коллег из Федеральной службы статистики Бессонов заступился: «Да, ошибка есть. Но я бы обратил внимание на то, что Росстат не пытался ее скрыть, а прямо обо всем сказал, извинился и исправил. Проблемы копились долго, их стало много, и новое руководство пытается их решать». Похвальная цеховая солидарность, но доверия к продукции Росстата, и так изрядно поколебленного в последние месяцы, подобные инциденты не прибавляют.