Одна страна, два мировоззрения

17 июня 2019, 00:00

Гонконг был потерян Китаем в середине XIX века в результате поражения в опиумных войнах. Так что замечания ЕС и США относительно Гонконга вызывают у китайских властей нехорошие ассоциации с событиями позапрошлого века 04-06.jpg ТАСС
Гонконг был потерян Китаем в середине XIX века в результате поражения в опиумных войнах. Так что замечания ЕС и США относительно Гонконга вызывают у китайских властей нехорошие ассоциации с событиями позапрошлого века
ТАСС

На улицы семимиллионного Гонконга вышли более миллиона демонстрантов, протестующих против изменений в законе об экстрадиции. Новый закон позволит выдавать подозреваемых в уголовных преступлениях с территории Гонконга на «материковый» Китай. То, что в Китае может считаться уголовным преступлением, по гонконгским, более либеральным меркам всего лишь выражение своего мнения. Полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ и резиновые пули, что тоже либерально, по представлениям китайцев. Тем более что протест не был исключительно мирным: демонстранты бросали камни в здание Законодательного совета и пытались в него ворваться. И все же протестующие одержали победу: рассмотрение закона об экстрадиции пришлось отложить.

Попытка китайских студентов добиться политических перемен в 1989 году была раздавлена танками на главной площади Китая Тяньаньмэнь. И сегодня китайское руководство наверняка сделало бы то же самое. «Несколько сотен погибших демонстрантов предпочтительнее распада государства и последующей гражданской войны с десятками тысяч погибших», — ответят китайцы и приведут в пример СССР. Но Гонконг, вернувшийся к Китаю 22 года назад, находится на особом положении. Пребывая под британским владычеством, город стал третьим по величине мировым финансовым центром, и Китай отказался резать курицу, несущую золотые яйца. Гонконгу была предоставлена широкая автономия и специальная система отношений, выраженная в формуле «Одна страна, две системы».

В 2014 году по Гонконгу прокатилась волна протестов против изменений в избирательном законодательстве: «революция зонтиков», длившаяся почти три месяца. Уступок от Пекина протестующие тогда не добились, но и сами не сильно пострадали: даже участники штурма правительственных зданий получили лишь по нескольку месяцев тюрьмы. На материковой части Китая царят иные законы: за интернет-публикации с призывами к массовому протесту диссиденты получают сроки в десять-пятнадцать лет. Китайские власти не хотят обострять ситуацию в Гонконге.

Президент США Дональд Трамп уже дал понять, что впечатлен размахом протестов. На фоне идущей между США и Китаем торгово-технологической войны открытие нового фронта с критикой соблюдения прав человека Пекину будет совсем некстати. ЕС заявил, что разделяет обеспокоенность жителей Гонконга относительно поправок к закону об экстрадиции.