Автор — внук композитора, написавшего колыбельную «Спят усталые игрушки», сын академика РАН и обладатель докторской степени по английской литературе, которую получил в Кембридже. Островский сначала писал для Financial Times, потом возглавлял московское бюро The Economist, ныне он редактор отдела этого журнала по России и Восточной Европе. И книга его «Говорит и показывает Россия» адресована скорее британским читателям, нежели русским, поэтому автор не стесняется в главах, посвященных отечественной политической истории до и после перестройки, пересказывать общеизвестные факты.
По его версии, слом советской системы произошел благодаря гласности и возникла она не только по воле Михаила Горбачева — в ее основе лежали многолетние усилия одиночек, таких Андрей Сахаров и Александр Солженицын. В той части книги, что посвящена постперестроечным временам, Островский становится более занимателен. Он описывает вторгшихся в этот период на информационное поле страны Березовского и Гусинского как фигуры масштаба Мефистофеля. Оба с разных сторон и разными методами пытались влиять на своего Фауста — первого президента России. Основатель издательского дома «Коммерсант» Владимир Яковлев, в интерпретации автора книги, не только определил публицистический стиль эпохи, но и унаследовал худшие родовые черты русского капитализма. Как пишет Островский, в самом начале своей карьеры Яковлев смог произвести сильное впечатление на американского торговца зерном Томаса Дитмара, и тот кредитовал ИД не то на триста тысяч долларов (версия Яковлева), не то на миллион (версия Дитмара). Взамен последний получал права на коммерсантовский контент на Западе. Чтобы в один прекрасный момент избавиться от каких-либо обязательств перед Дитмаром, Яковлев заново зарегистрировал и «Коммерсант», и агентство «Факт», заявив американцу, что они больше не существуют. Так закалялись независимые русские медиа.
Островский Аркадий. Говорит и показывает Россия / пер. с англ. Татьяны Азаркович; читает Игорь Гмыза. — М.: Аудиокнига, 2019. — Время звучания: 17 ч 25 мин 39 сек.