Россия — единственная великая военная держава, которая сокращает свои военные расходы. Если еще в позапрошлом году мы тратили на эти цели порядка 50 миллиардов долларов, или 3,4% ВВП, то в этом году — чуть более 45 миллиардов долларов (около 3% ВВП). А еще через год этот показатель, как ожидается, не превысит 2,8% ВВП. Но самое главное здесь — перераспределение средств внутри недавно принятой государственной программы вооружений (ГПВ). Если до сих пор наш флот жил на широкую ногу, а Сухопутные войска и ВДВ находились на положении бедных родственников, то теперь эти роли поменялись с точностью до наоборот. В нынешней ГПВ финансирование российского ВМФ сократили почти в полтора раза по сравнению с предыдущей программой, менее чем до трех триллионов рублей. Что в этой ситуации нужно предпринять российским корабелам, какие авианосцы, подводные лодки и десантные корабли могут пополнить наш ВМФ, чем они будут отличаться по своим боевым возможностям от западных аналогов, какую роль в них будет отводиться искусственному интеллекту, в интервью «Эксперту» рассказал глава Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) Павел Филиппов.
— Как сокращение расходов на флот повлияет на способность нашей страны создавать новые корабли и подлодки?
— Такие вопросы надо рассматривать в контексте общих расходов на оборону в целом. Руководство страны и вооруженных сил уже заявляли, что целенаправленно будут сокращаться закупки вооружений и, конечно же, флот не станет исключением. Это политическое решение — оно полностью оправдано в нынешней экономической ситуации.
Именно поэтому здесь вопрос в выборе приоритетов. Те направления (прежде всего ракетные катера, корветы, подлодки. — «Эксперт»), которые выбрал государственный заказчик, финансируются ритмично и в полном объеме. Во всяком случае, мне неизвестно о каких-то срывах в части выделения средств по строящимся кораблям или по тем кораблям, на создание которых уже заключены государственные контракты.
Но остается еще один вопрос: сможет ли государство вкладывать требуемые ресурсы в создание научно-технического задела в кораблестроении. То есть оплачивать нашу работу, исследования по созданию перспективных проектов. На мой взгляд, ресурсы для этого необходимо изыскать дополнительно, потому что, не финансируя науку, невозможно рассчитывать на позитивный результат в будущем.
— А какой научно-технический задел нам нужно формировать? Какие корабли проектировать и строить?