На прошлой неделе пять интернет-компаний обвинили «Яндекс» в недобросовестной конкуренции на рынке интернет-рекламы. Сайт объявлений Avito, база объявлений о недвижимости ЦИАН, сервис Profi.ru, онлайн-кинотеатр ivi.ru и онлайн-карты 2ГИС заявили, что «Яндекс» в поисковой выдаче отдает приоритет собственным сервисам. Для этого используются так называемые колдунщики — так в «Яндексе» называют результаты поиска не во всем интернете, а в сервисах самого «Яндекса». Колдунщики отвечают на поисковые запросы пользователя прямо на странице с результатами поиска и якобы смещают сторонние сервисы дальше, что уменьшает их посещаемость.
Как указывают недовольные «Яндексом» компании, с помощью колдунщиков на запрос «купить авто» поисковик выводит на первые строки выдачи ссылки сервиса auto.ru, принадлежащего самому «Яндексу», а на запрос «смотреть фильмы онлайн» — ссылки на «Яндекс.Видео». По запросам о недвижимости поисковик показывает колдунщиков «Яндекс.Недвижимости», о поиске специалистов — «Яндекс.Услуг», об онлайн-картах — «Яндекс.Карт». Авторы записки жалуются, что «Яндекс» тем самым не позволяет пользователям видеть предложения конкурентов. По статистике 35% всех кликов приходится на первую ссылку в поисковой выдаче, на вторую — около 15%, дальше этот показатель только снижается и к десятой ссылке составляет всего около 2%. Поэтому попадание не только на первую страницу поисковой выдачи, но и на высокое место на ней способно серьезно влиять на онлайн-бизнес.
ЦИАН подсчитал, что из-за колдунщиков «Яндекса» сервис потерял 15–20% трафика. Исходя из этих оценок и учитывая, что аудитория ЦИАНа составляет около миллиона уникальных пользователей в день и более десяти миллионов в месяц, получается, что сайт недополучает около 200 тыс. посетителей ежедневно. Правда, «Яндекс.Недвижимость» даже с помощью колдунщиков пока не смогла стать лидером на рынке объявлений недвижимости, ее аудитория — восемь миллионов пользователей в месяц. В 2ГИС оценили свой ущерб в 50% трафика (аудитория ресурса — 29,2 млн пользователей в месяц). Учитывая, что доходы многих компаний напрямую зависят от посещаемости, недополученная ими чистая прибыль может составлять десятки миллионов рублей.
В конце июня с подобными обвинениями, только уже не в формате записки, а в виде жалобы в ФАС, выступил сервис «Кассир.ру»: в компании утверждали, что «Яндекс» использует свое доминирующее положение и продает билеты с помощью виджета «Яндекс.Афиши» в поисковой выдаче, а другим игрокам рынка такой возможности не дает.