«Не будь злом» (Don’t be evil) — таков был неофициальный девиз компании Google, пока весной 2018 года он незаметно не исчез из кодекса поведения сотрудников. У конгломерата Alphabet Inc., в который теперь входит Google, девиз иной: «Делай правильные вещи». Многочисленные критики интернет-гиганта тогда обратили внимание на новую реальность: к могущественной «корпорации добра», как называли ее фанаты по всему миру, все больше претензий. Евросоюз раз за разом выносит предупреждения и миллиардные штрафы. Количество поглощений компаний у Alphabet Inc. уже перевалило за две сотни. Из последнего — июньский анонс покупки компании Looker за 2,6 млрд долларов. Looker, основанная семь лет назад в Калифорнии, разрабатывает программы анализа больших данных. Почти все последние покупки Google направлены именно в эту область — машинное обучение, бизнес-аналитика, обработка данных.
Информации в интернете все больше, алгоритмы все умнее, возможности ведущих IT-корпораций выше. Не монополизм ли? В ЕС, где монополиями считают всех, кто довел свою рыночную долю до 40%, на этот вопрос ответили уже давно и активно выстраивают регуляторные барьеры. Почти полумиллиардный штраф для Google от российской ФАС в 2016 году пошатнул положение компании: через два года «Яндексу» удалось обогнать Google по числу поисковых запросов на Android. По примеру зарубежных корпораций российский IT-гигант начал активную экспансию на новые рынки: были поглощены компании из сферы питания (Foodfox, «Партия еды»), построен мощный бизнес такси (объединение с Uber), усилены позиции собственного Яндекс.Браузера, а этой весной куплен сервис вопросов и ответов The Question. Расширение империи «Яндекса» не может не привлекать внимание конкурентов, которые в очередной раз поднимают вопрос о роли монополий в экономике.
Как и Google, «Яндекс» все сильнее перехватывает функцию источника информации, в том числе новостной. Однако интернет-корпорации пока не могут нести ту же ответственность, что несут пресса и медиа. Проблема фейковых новостей, несправедливое, по мнению многих компаний, расположение информации о них в поиске, непрозрачность рекламного ценообразования и алгоритмов — такие претензии высказываются почти ко всем крупным IT-корпорациям. Получается, что развитие интернета подошло к стадии, когда корпорации, сами же построившие интернет, стали слишком большими, чтобы быть «добрыми». Встает вопрос о максимальной степени монополизации, которую мы как пользователи готовы им простить.
Нобелевский лауреат по экономике Фридрих Хайек видел в монополиях не столько следствие экономического и технологического развития, сколько результат тайных соглашений, протекции со стороны чиновников и прочих неидеальностей рынка. Однако, по его мнению, монополия, основанная на превосходстве в эффективности, «приносит сравнительно небольшой вред, пока есть уверенность, что она исчезнет, как только кто-то еще достигнет более высокой эффективности в удовлетворении нужд потребителей». Действительно, поисковые алгоритмы Google с самого начала оказались настолько эффективными, что обеспечили компании колоссальный рост. Само понятие интернета уже слилось с Google, а «погуглить» стало синонимом «искать». Почти три четверти информации в интернете ищется через Google, примерная такая же доля у двух гигантов — Google и Facebook — на рынке онлайн-рекламы. Непрозрачность алгоритмов, давшая им конкурентное преимущество, уже кажется вредным атавизмом, сдерживающим развитие. Однако, утратив контроль над алгоритмами и пользовательскими данными, IT-гиганты потеряют всё.