В начале июля Япония ввела против Республики Корея экспортные ограничения на три материала, критически важные для производства полупроводников и экранов. По оценкам экспертов из Moody’s, ограничения сильно ударят по крупным корейским компаниям — Samsung, LG и SK Hynix. А на их долю приходится более 70% мирового производства чипов памяти.
Под запрет попали важнейшие материалы для фотолитографии, без которых невозможно производить современные чипы, — фоторезист и фтороводород. Корейцы также покупают у Японии 94% фторированного полиимида, используемого для производства экранов. Он тоже подпал под ограничения.
За первые пять месяцев 2019 года Корея импортировала из Японии 92% фоторезиста и 44% фтороводорода на общую сумму 132 млн долларов. Их производство — одна из сфер лидерства Японии. Страна производит 90% мирового фоторезиста и фторированного полиимида, 70% фтороводорода. Японцы продают эти материалы без лицензии в 27 стран, в их числе США и многие страны ЕС (России в списке нет). Ожидается, что Южную Корею исключат из этого списка доверенных покупателей не только в отношении трех материалов, но и любых стратегических компонентов и изделий. В результате корейским компаниям придется получать специальные лицензии, поэтому поставки материалов из Японии будут либо свернуты, либо будут проходить с большими задержками. Урон может исчисляться миллиардами долларов и серьезно подорвать развитие южнокорейской электронной промышленности.
Эксперты отрасли указывают, что японцы хорошо продумали ограничения, направив их именно на те материалы, которые Южная Корея не может заместить. По оценкам местных компаний, на их локализацию потребуется до пяти лет. Из-за приоритета чеболей в корейской экономике, малые компании не занимались освоением рынка полупроводниковых материалов из-за чего стратегическая отрасль оказалась сильно зависима от Японии. Проблемы южнокорейских производителей скажутся и на крупных заказчиках, прежде всего из Китая и США. В 2018 году Корея продала полупроводников на 127 млрд долларов. Местные производители получают заказы от таких американских гигантов, как Nvidia и Qualcomm, причем они работают в передовом направлении фотолитографии — использовании глубокого ультрафиолета. Этот процесс считается одним из самых перспективных, его масштабное внедрение в отрасли намечено на 2020 год. Чипы следующего поколения в смартфонах планируют делать именно по этой технологии.
Основой конфликта послужил снова поднятый корейцами вопрос о компенсациях за период японского колониального правления Кореей в 1910–1945 годах. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сразу же заявил, что вопрос лежит не в исторической плоскости, а в необходимости соблюдать уже установленные договоры. Так, в 1965 году при посредничестве США двум странам удалось нормализовать отношения, заключив договор о взаимодействии. В его рамках Япония выплатила Южной Корее 300 млн долларов (в текущих ценах это почти 2,5 млрд). Еще 200 млн было предоставлено в виде займа. На эти деньги Корее удалось подтолкнуть развитие промышленности. Был построен один из мощнейших в мире металлургических комбинатов POSCO. Японцы рассчитывали, что вопрос о преступлениях колониализма закрыт. Однако в последние годы отношения между странами осложнил нерешенный спор относительно островов Лианкур (в Корее — Токто) — мелких незаселенных скал в Японском море, которыми управляет Южная Корея.