Россия вымирает. Такой неутешительный диагноз поставили эксперты из Общественной палаты РФ и РАНХиГС в докладе «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации». Начиная с 2016 года естественный прирост населения в стране сменился убылью. В 2018 году депопуляция достигла 224 тыс. человек, а за четыре месяца этого года выросла уже до 150 тыс. человек, то есть по итогам года может достичь 450 тысяч. Это откат на двенадцать лет назад.
О том, почему в России не хотят рожать детей и что нужно сделать, чтобы выкарабкаться из демографической ямы, «Эксперт» поговорил с Сергеем Рыбальченко, кандидатом экономических наук, заместителем председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, Общественной палаты Российской Федерации, генеральным директором АНО «Институт научно-общественной экспертизы».
— Сергей Игоревич, государство уже давно принимает меры для преодоления демографических проблем — адресные выплаты, материнский капитал, снижение ипотечной процентной ставки и так далее. Однако из вашего доклада ясно, что эта политика не работает. Мы имеем дело со структурной проблемой? Или просто мер недостаточно?
— Я считаю, что главная проблема не структурная. Выбранная модель семейной политики вполне работоспособна. Другое дело, что она просто не всегда последовательна и многое упускает. Это особенно видно по реализации самой сильной меры стимуляции рождаемости — материнскому капиталу. Экспертные и социологические исследования показывают, что именно введение материнского капитала значительно выправило демографическую ситуацию. Когда вводилась эта мера, одновременно было принято решение, что размер выплаты должен индексироваться каждый год в соответствии с уровнем инфляции. Так и было до 2015 года.