Российская нефтегазовая компания «НоваТЭК» и консорциум японских компаний Mitsui & Co и JOGMEC (Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам) подписали договор купли-продажи в отношении десятипроцентной доли участия в проекте «Арктик СПГ — 2». Участие в проекте также предусматривает приобретение японскими участниками СПГ в объеме около двух миллионов тонн в год с «Арктик СПГ — 2» на долгосрочной основе.
Напомним, что проект предполагает строительство терминала по сжижению газа на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе. Будут построены три очереди производственной мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. Проект реализуется на ресурсной базе Утреннего месторождения, доказанные и вероятные запасы которого сегодня оцениваются в 1138 млрд кубометров газа и 105 млн тонн жидких углеводородов. Производимую продукцию предполагается главным образом отправлять на экспорт. Запуск отдельных очередей проекта должен состояться в 2023–2025 годах.
«Арктик СПГ — 2» — второй крупный СПГ-проект «НоваТЭКа» (после «Ямал СПГ» совокупной мощностью 16,5 млн тонн сжиженного газа в год) и третий в России (считая Сахалин, но не считая относительно небольших проектов вроде «Криогаз-Высоцк» мощностью 600 тыс. тонн в год).
Японский консорциум не первый иностранный участник проекта «Арктик СПГ — 2». «НоваТЭК» остался верен своей манере привлечения в реализуемые СПГ-проекты сторонних участников, но с сохранением контроля за собой.
На этот раз помимо японцев в проект вошла французская нефтегазовая компания Total: в марте этого года французам достался пакет в десять процентов, сумма сделки оценивается в 2,55 млрд долларов (весь проект, таким образом, был оценен в 25,5 млрд долларов).
В апреле еще по десять процентов ушло китайским CNODC (стопроцентная «дочка» CNPC) и CNOOC (Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация).
Таким образом, под контролем «НоваТЭКа» осталось 60% «Арктик СПГ — 2». Ранее, комментируя сделку с китайцами, председатель правления российской компании Леонид Михельсон называл это значение крайним пределом, после чего новых продаж доли в проекте не будет. Однако летом Михельсон передумал и допустил снижение доли участия «НоваТЭКа» в проекте до 50,1%: «Может быть, целесообразно еще кого-то иметь для того, чтобы с партнерами “Арктик СПГ‟ развивать другие бизнесы, я имею в виду реализацию на каких-то рынках, логистику и так далее».
То есть логика в том, чтобы за счет привлечения новых партнеров (а в проектах «НоваТЭКа» это обычно компании, связанные с энергорынком) обеспечить гарантии продаж будущего СПГ. Правда, при снижении доли «НоваТЭКа» ниже 60% Total имеет право воспользоваться опционом на выкуп еще пяти процентов. Соблазнят ли какую-нибудь профильную нефтегазовую компанию оставшиеся 4,9%, не очевидно.