Возбуждение уголовного дела в отношении Сергея Петрова, основателя и совладельца крупнейшего автодилера страны компании «Рольф», и ее топ-менеджеров по обвинению в выводе капиталов за рубеж до сих пор вызывает вопросы у специалистов — политологов, экономистов, юристов. Многие сразу заговорили о явно заказном характере дела из-за отсутствия в нем прямых улик. Сам Сергей Петров, бывший умеренно оппозиционный депутат Госдумы, связывает причины уголовного дела как с политическим заказом, так и с попыткой отъема бизнеса. Но политическая версия имеет мало оснований, поскольку Петров уже три года живет за границей и не проявляет никакой общественной активности. Отъем бизнеса тоже маловероятен, поскольку акции «Рольфа» всегда были надежно спрятаны в офшорах. При этом и бездоказательность официально выдвинутого обвинения ни у кого не вызывает сомнений.
Сделка с самим собой
О возбуждении уголовного дела против Сергея Петрова, директора департамента анализа и развития бизнеса компании «Рольф» Анатолия Кайро и ее экс-гендиректора Татьяны Луковецкой стало известно 26 июня. В тот день в столичном офисе «Рольфа» прошли обыски с изъятием документов, потом провели обыски и в домах нескольких сотрудников. Как заявил Следственный комитет, дело возбуждено по факту совершения фигурантами валютных операций по переводу денежных средств в особо крупном размере за рубеж (часть 3 ст. 193.1 УК РФ). По версии следствия, в 2014 году Сергей Петров перевел вместе со своими топ-менеджерами по подложному договору четыре миллиарда рублей со счета компании «Рольф» на счет компании «Панабел Лимитед» за принадлежавшие ей акции «Рольф Эстейт» (все три фактически управляются Петровым, а юридически принадлежат его сыну). При этом акции последней, по мнению следствия, стоят всего около 200 млн рублей, а значит, цена в четыре миллиарда была завышена, что якобы и говорит о намерении вывести деньги за рубеж. При этом Анатолий Кайро был взят под стражу, а днем позднее арестован решением Басманного суда и помещен под домашний арест.
Обычно выводом средств считается сделка, по которой зарубежной компании переведены деньги из России за непоставленный товар или неоказанную услугу. В данном случае, как пояснил представитель компании «Рольф», акции были переданы покупавшей их компании, а значит, и состава преступления нет. «Не может считаться подложным и договор-купли продажи акций, как утверждает следствие, поскольку он исполнен и акции в соответствии с договором переданы покупателю с соблюдением всех корпоративных одобрений и процедур. Целью сделки было упрощение корпоративной структуры группы путем внутренней реорганизации для повышения прозрачности компании для партнеров», — говорит один из юристов компании «Рольф».