Знаменитый советский философ Мераб Мамардашвили в одной из своих лекций как-то заметил, что «сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Наверное, многим сегодня это высказывание покажется уже неактуальным. Двадцать первый век принес с собой колоссальный прорыв по всем направлениям нейробиологических исследований. Открытия, сделанные за последние годы в этой области, настолько масштабны, что, кажется, если пока они и не отменили вовсе эту отмеченную философом парадоксальность нашего сознания, то точно сделают это в обозримом будущем. И тогда то, благодаря чему мы понимаем друг друга и этот мир, способны описывать и переживать его, предстанет перед нами как на ладони.
Однако на самом деле реальности за этими надеждами не больше, чем за обывательской иллюзией. И почву из-под ног всякий раз выбивают не только ученые, но и философы, занимающиеся проблемами сознания. Они, как и положено, не устают ставить перед современными нейробиологическими науками неудобные вопросы и всякий раз заботливо проясняют, что за очередным ответом о природе сознания скрывается и очередной парадокс.
О том, какими же проблемами занимается сегодня философия сознания, что за вопросы ставит перед наукой и почему феномен сознания до сих пор настолько загадочен, «Эксперт» поговорил с Дмитрием Волковым, доктором философских наук, бизнесменом и одним из основателей Московского центра исследования сознания при МГУ им М. В. Ломоносова.
— Дмитрий Борисович, заметно, что сознание человека сегодня стремятся в чем-то растворить, свести к какому-то алгоритму, сложной компьютерной программе. С чем, как вам кажется, связан этот тренд? Продиктован ли он обычной научной логикой или же за ним стоят более глубинные культурные течения?
— Давайте для начала кратко определим, что такое сознание в современном философском смысле слова, и тогда станет понятно, с чем связан этот тренд. В первую очередь сознание — это некое психическое состояние, свойственное людям и, возможно, некоторым животным. Ясно, что осознанное состояние — это такое, которое мы понимаем и осознаем как происходящее с нами в данный момент. Мы проснулись и находимся в состоянии бодрствования — это осознанное состояние. Сейчас я вас вижу, ощущаю, что мне не холодно и не горячо. Вот это и есть содержание моего состояния сознания.
Действительно, сегодня ученые и философы пытаются свести сознание к чему-то. И такая процедура вполне обычна для науки. Она называется редукцией, когда какое-то сложное явление сводят к более простым составляющим. Это один из способов научного познания. Скажем, ученые-химики сводят все многообразие наблюдаемых нами объектов к таблице Менделеева и тем самым лучше объясняют их свойства. Собственно, операция редукции и позволяет нам предсказывать течение тех или иных природных процессов и манипулировать ими. С сознанием происходит ровно то же самое. По-видимому, это некий очень сложный процесс, которые мы пытаемся развернуть в простую и понятную последовательность связей и элементов.