Нет ни одной причины ждать от второго полугодия существенного улучшения экономической динамики в России. Выбранная модель экономической политики со ставкой на высокую концентрацию ресурсов у государства, ориентацией на экспорт, отсутствием стимулирования внутреннего спроса ради низкой инфляции, откровенно сбоит.
Первый квартал прошел с итогом 0,5% роста ВВП и, по некоторым оценкам, даже отрицательного роста по отношению к предыдущему, последнему кварталу 2018 года. Инвестиционного роста нет. Беспрецедентный для России рост доходов бюджета в 2018 году, продолжающийся и сейчас, не выливается в рост инвестиций.
Честно говоря, мы сами впервые посмотрели на долгосрочную динамику роста доходов бюджета. С начала 2018 года они росли практически по экспоненте. Долгое время, занимаясь анализом бизнеса, мы слышали от особо успешных предпринимателей, что, если доходы начинают расти слишком стремительно, менеджмент компаний не справляется с таким потоком, его (менеджмент) надо сильно перестраивать. Похоже, нечто подобное произошло и с теми, кто управляет бюджетом. С той лишь разницей, что деньги в бюджет изымаются из частного сектора экономики, который, возможно, и справился бы с расходованием привычного набора средств, но ему не дали.
А та часть частного сектора, которая имеет хороший доход и свободные средства, завороженно смотрит на бюджетный скачок и, по-видимому, ждет, когда поток бюджетных денег прольется на рынок и в силу своего колоссального объема полностью перемелет рыночную среду.
В общем, проблема сверхбыстрого роста бюджета и его отрицательного влияния на экономический рост налицо. Надежда, что этот сверхбюджет невероятно грамотно будет израсходован в национальных проектах, кажется утопичной. Слишком большое количество планов и решений надо принять. Скорее деньги послужат усилению позиций узкого круга крупных корпораций.
Рост экспорта, который был одной из важных целей экономической политики, остановился. За последние пять лет экспорт вырос более чем на 19% процентов, а ВВП всего на 2,6%. Потенциала существенного наращивания экспорта нет в связи с узостью секторов экономики, которые поставляют свою продукцию за рубеж. Для того чтобы поддерживать темпы роста на том же уровне, нужны инвестиции в производства, ориентированные на экспорт. Однако в последние годы значительных инвестиций не было. Даже снижение импорта, которое произошло в первом квартале 2019 года, скорее сигнализирует о проблемах. Импорт падает не потому, что мы что-то научились производить сами, а потому, что компании не в состоянии покупать инвестиционную и промежуточную продукцию зарубежного происхождения в условиях слишком слабого курса рубля. Их финансы этого не вытягивают.