Промышленное производство в первом полугодии 2019 года выросло на 2,6% по отношению к январю–июню прошлого года, отчитался Росстат. При этом статведомство сообщило о феноменальном росте производства в июне — на 3,3% в годовом выражении и на 1,1% по отношению к маю (с исключением сезонного и календарного факторов). Но не надо запоминать эти цифры — к реальности они имеют очень отдаленное отношение.
Расчеты независимых аналитических центров — ЦМАКП и группы Эдуарда Баранова и Владимира Бессонова в НИУ ВШЭ — показывают кардинально иную картину динамики промышленного производства. В то время как, по данным Росстата, промышленность с начала 2019 года демонстрирует отчетливую тенденцию интенсивного подъема, альтернативные оценки столь же отчетливо указывают на небольшой спад в начале года, за которым последовало восстановление почти до уровня конца предыдущего года. О причинах такой динамики официальных индексов можно только гадать. Просочившиеся в прессу комментарии коллег из Росстата лишь усиливают недоумение по поводу официальных показателей.
Более детально ситуацию в промышленности прокомментировал руководитель лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов: «В добыче полезных ископаемых уровень добычи и обогащения угля и антрацита снижается с начала 2019 года. Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа тоже несколько падает с начала года. Добыча природного газа и газового конденсата с начала 2019-го вновь демонстрирует значительный рост после заминки в конце прошлого года. Добыча металлических руд и производство прочих полезных ископаемых снижается с начала года».
Что касается обрабатывающих производств, то здесь тоже обширны зоны спада или стагнации. По расчетам Владимира Бессонова, производство бумаги и бумажных изделий, кокса и нефтепродуктов, мебели снижается с начала 2019 года. Производство лекарственных средств в мае–июне продемонстрировало спад после заметного роста в начале года. Производство изделий из пластмасс в мае–июне тоже снижалось. Производство готовых металлических изделий демонстрирует спад с начала весны. Производство пищевых продуктов примерно постоянно на протяжении последнего года. Такую же динамику демонстрирует и производство автотранспортных средств.
Есть и небольшие очаги роста. Производство напитков, производство текстильных изделий демонстрирует небольшой рост с мая. С конца прошлого года растет производство одежды. Обработка древесины и производство изделий из дерева демонстрируют подъем с начала 2018 года. В мае–июне оживилось производство химических продуктов и химических веществ. С начала 2019 года растет производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (предположительно это военная продукция), а с конца 2017 года — производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава.