В тисках предтранзитной турбулентности и необходимости показать экономический рост российская элита обречена генерировать новые идеи и реформы. Это не значит, что значительная их часть может быть реализована, поскольку у одних авторов не хватает мотивации, у других — ресурсов. Но все обязаны быть динамичными и заметными, чтобы оставаться в игре и претендовать на карьерные лифты. Так в преддверие 2024 года конструируется вариативность повестки: изменения в Конституции, новая партийная и выборная парадигма, ликвидация разрыва между народом и властью.
С одной стороны, никто с самого верха не давал указаний «прощупать» те или иные новации. Вариант Союзного государства с Белоруссией в качестве нашей транзитной перспективы столь же мифический, как усиленный Госсовет или парламентско-президентская республика во главе с канцлером. Но не стоит воспринимать все буквально. Именно в период крупного торга за свое будущее элита естественным образом модернизирует систему, пытаясь найти новый баланс сдержек и противовесов. Отсюда попытка пересмотреть реалии института представительства, задаться вопросом о чрезмерном крене в сторону исполнительной власти, переосмыслить некоторые выборные механизмы. Рассматривать это нужно, скорее, с позитивными ожиданиями от расконсервации забуксовавшей системы.
Транзитные расклады
Пока же в оценках доминируют топорные сценарии изменения системы под грядущий транзит. Но большие игроки не торопятся заявлять свои позиции, опасаясь фальстарта. Активны те, у кого на руках уже есть действующие активы. Так, премьер Дмитрий Медведев с правительством забронировали тему национальных проектов как основной программы развития страны на пятилетку, под эти цели выжали из экономики немалые средства и связали свой актив с именем президента. Но если в ближайшие годы программа провалится или не окажет сильного воздействия на экономику и на жизнь людей, эта группа имеет шанс выйти из транзитных раскладов, забирая на себя и шлейф резонансной пенсионной реформы.
Активны силовики, которые, очевидно, останутся главными гарантами трансферта и соблюдения интереса системных игроков. Громкие аресты продолжатся. Симптоматично, сколь часто в последнее время за решетку попадают сами представители силовых структур, а также чиновники, которые имеют репутацию «кошельков» или «решал». И аресты, как правило, сопровождаются внушительными коробками с деньгами. Таким образом, усиливается контроль за рынком обнала. А из-под конкурирующих групп выбиваются держатели капитала, в то время как идеологические лидеры остаются с компроматом. Отсюда дела Абызова, Арашукова и ряда фигур попроще.