Обугленные боевые машины, разбитые оконные стекла, испещренная пулями роскошная мебель, уже спекшиеся кровавые пятна на стенах — нечасто можно увидеть, чтобы в такой обстановке задерживали бывших президентов. Восьмого августа бывший глава Киргизии Алмазбек Атамбаев был задержан правоохранительными органами республики в своей резиденции и конвоирован в Бишкек в Главное следственное управление МВД. Конечно, эта новость и последовавшие вслед за этим события не могли не породить тревожных толков. Дескать, опять многострадальная Киргизия на пороге революции и гражданской войны, снова неспокойный участник евразийской интеграции не может наладить внутриполитическую обстановку, срывая глобальные экономические сделки и наращивая угрозу дестабилизации и маргинализации всего региона.
Началось все с того, что, казалось бы, нехитрая операция по задержанию уже находящегося практически в полной политической изоляции Атамбаева потребовала колоссальной силовой мобилизации и в конце концов фактически обернулась трагедией. Первые два штурма были отбиты сторонниками экс-президента. Шестеро силовиков были взяты в плен, еще один от полученных ран скончался в больнице.
Чтобы сломить сопротивление бывшего лидера страны, к селу Кой-Таш, где находится резиденция Атамбаева, пришлось стянуть несколько тысяч сотрудников спецподразделения МВД и спецтехнику, перекрыть все ведущие к селу дороги, заглушить связь, отключить доступ к Сети. После двухчасовой перестрелки Атамбаева вынудили сдаться. В белоснежной выглаженной рубашке, заправленной в светло-голубые джинсы, экс-президент, прихватив с собой лекарства, вместе с телохранителем спокойно покинул свою изрядно потрепанную резиденцию в сопровождении сотрудников МВД — будто бы ничего экстраординарного не произошло. Впоследствии оперативно-следственные группы обнаружили в доме экс-президента и изъяли 24 единицы огнестрельного оружия. В больницы были доставлены более сотни раненых.
Показалось, что все только начинается. В Бишкеке прошла короткая, но мощная волна протестов, которую жестко разогнали силовики. Последовала и череда микрорепрессий: закрытие принадлежавшего бывшему президенту телеканала «Апрель», допросы и аресты других сторонников задержанного. В общем, вся эта информационная пестрота ставила единственный вопрос: близка ли очередная точка невозврата для Киргизии?
Верхи не хотят, а низы не могут
Конечно, опасения начала гражданской войны в республике были не праздными. И дело далеко не только в том, что страна за последние девятнадцать лет уже пережила две революции. Республика Кыргызстан — важное геополитическое пространство для всей Центральной Азии, и любое ослабление местной вертикали власти закономерно нервирует соседей и партнеров.