Руководители «Газпрома», «НоваТЭКа», «Татнефти» и «Севергрупп» направили на имя президента РФ Владимира Путина письмо с просьбой убедить Банк России перейти на национальные рейтинги при оценке риска. Оценка риска, напомним, влияет на объем резервирования по кредитам, а значит, и на объем свободных денег у банков.
Споры вокруг методологии оценки риска ведется уже довольно давно. «Базель III», на который Россия плавно переходит в регулировании банковского сектора, предполагает два подхода — на основе внешних (то есть выданных рейтинговыми агентствами) рейтингов и без использования рейтингов вообще. Остроты дискуссии добавило то, что ЦБ на своем сайте в конце июля разместил проект инструкции, основанный на втором варианте. Банк России собирал замечания по нему до 14 августа и планирует ввести инструкцию в действие уже с 1 января 2020 года.
Национализация рейтингов
Сейчас в банковском регулировании в России международные рейтинги используются в основном для иностранных юрлиц и их бумаг. Для российских компаний и их бумаг применяются национальные рейтинги. Однако в некоторых случаях для оценки риска ценных бумаг российских эмитентов и краткосрочной ликвидности все еще используются международные рейтинги. Необходимо также отметить, что помимо стандартизированных подходов «Базеля III» есть еще вариант оценки банками кредитного риска на основе своих собственных внутренних рейтингов. Согласовывать такую методику с Банком России сложно и дорого. Сейчас право работать по своей собственной методике оценки риска есть только у Сбербанка и Райффайзенбанка; у последнего согласование заняло три года.
Позицию крупнейших компаний поддерживает Минфин. «Задействование рейтингов от аккредитованных агентств в банковском регулировании позволит гарантировать большую надежность кредитного анализа нефинансовых организаций, обеспечит прозрачность определения кредитного риска, в том числе создающего системную угрозу, — считают в Минфине. — Такой переход также значительно облегчит рефинансирование внешнего корпоративного долга на внутреннем финансовом рынке и будет содействовать девалютизации обязательств частного сектора».
Тут нужно пояснить, что при использовании международных рейтингов есть проблема «суверенного потолка»: агентства не могут присвоить организации кредитный рейтинг выше, чем кредитный рейтинг страны. На рейтинги национальных агентств это не распространяется. «Кроме того, иностранные рейтинговые агентства показали себя ненадежными партнерами, отказавшись рейтинговать компании, попавшие в санкционный список Special Designated Nationals, — поясняет начальник аналитического управления, член совета директоров банка БКФ Максим Осадчий. — В связи с этим то, что российские банки вынуждены пользоваться иностранными рейтингами, создает большие проблемы».