В ходе испытаний нового жидкостного реактивного двигателя на 45-м государственном морском полигоне ВМФ произошло возгорание топлива, а затем и взрыв, в результате которого погибли пять сотрудников ВНИИ экспериментальной физики. Еще трое специалистов получили тяжелые ранения. Непосредственно в момент трагедии само изделие находилось на морской платформе в акватории Белого моря, примерно в 40 километрах от Северодвинска. Ученые-физики проводили проверку изотопных источников питания — взрывной волной их отбросило в море. Примерно в это же время датчики автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в Северодвинске зафиксировали резкое повышение фоновых значений: до 200 микрорентген в час. Это вчетверо больше порогового уровня радиационной тревоги, который составляет 50 микрорентген в час. При достижении такого значения показателя, как правило, проводится эвакуация. Но в данном случае она не потребовалась: через несколько минут уровень радиации в городе начал снижаться и довольно быстро вернулся к естественному фону. Что же касается акватории Белого моря, то там в это время уже вовсю работал танкер «Серебрянка», который используется для сбора радиоактивных отходов. Более того, весь Двинский залив мгновенно закрыли для свободного судоходства — сигнал об этом поступил на все корабли и суда, находящиеся как в Белом море, так и в Баренцевом.
Точных причин аварии ни военные, ни ученые не называют. И неизвестно даже, для какого носителя предназначена эта силовая установка. Так, президент США Дональд Трамп уверенно заявил, что речь идет о новой дозвуковой крылатой ракете сверхбольшой дальности «Буревестник», или Skyfall по классификации НАТО. Американский лидер так прямо и написал в своем твиттере: «США многому научились на взрыве Skyfall в России». И это очень похоже на правду.
Известно, что подготовка к нынешним испытаниям длилась около года. «Мы создали соответствующие стенды, провели аттестацию людей, серьезный инструктаж, сделали оборудование, программы, методики, обсудили их. Казалось бы, все должно быть реализовано, — говорит директор Российского федерального ядерного центра Валентин Костюков. — Но к сожалению, ситуация стала развиваться по нештатному сценарию».
Если верить американским СМИ, наша страна провела в общей сложности 15 испытаний «Буревестника». Причем как минимум в половине случаев желаемый результат военным получить не удалось. Более того, уверенно можно говорить лишь об одном полностью успешном тестовом запуске этой российской ракеты с ядерной энергетической установкой: он состоялся в конце позапрошлого года с Центрального полигона Минобороны России. Именно после того испытания президент страны Владимир Путин публично заявил, что «в ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги». Правда, глава государства уже тогда подчеркивал: работа над новой ракетой еще не закончена. А представители Минобороны дали понять, что техническое задание по созданию этого комплекса может быть скорректировано. «На основе уточненных требований совершенствуется конструкция составных частей ракеты, проводятся их наземные испытания, ведется подготовка летных испытаний экспериментальных образцов усовершенствованной конструкции», — заявил военный в интервью ТАСС. Такая позиция объясняется тем, что именно в последние несколько лет наши атомщики достигли существенных успехов в создании малогабаритных ядерных энергоустановок для новой ракеты. По оценке профессора физики Технологического университета Иллинойса Джеффа Терри, мощность ядерного двигателя «Буревестника» может достигать 800 кВт, что обеспечивает ракете возможность длительного полета в режиме планера. Впрочем, некоторые российские эксперты уверены: у «Росатома» уже есть и более мощные двигатели — на 1000 кВт и даже более.
Заметим, что наши военные, говоря о «Буревестнике», подчеркивают «практически неограниченную дальность полета» этой ракеты, ее «непредсказуемую траекторию» и «способность преодолевать рубежи перехвата» всех существующих и перспективных систем ПВО и ПРО. Но мощности даже новых ядерных двигателей для всего этого недостаточно. Несмотря на громкое название, такая установка не имеет почти ничего общего с ядерным реактором: в ней не происходит деления ядер. Вместо этого там находится крайне активный изотоп, который создает очень высокую температуру, напрямую преобразовываемую в электричество. Однако чтобы резко менять траекторию полета и совершать обходные маневры для преодоления систем ПВО и ПРО потенциального противника, нужен высокий удельный импульс. И для этого используется уже жидкостный реактивный двигатель, который, судя по всему, и взорвался на последних испытаниях. Но это еще не всё. Есть в «Буревестнике» и твердотопливные стартовые ускорители — они нужны исключительно для того, чтобы вывести ракету на запланированную высоту. Столь сложная конструкция требует не только детальной проработки всех элементов, но и множества физических испытаний, которые, очевидно, еще предстоит провести нашим разработчикам. Так что появления нового российского оружия для прорыва систем ПРО придется подождать.