Приказ министра науки и высшего образования Котюкова об ужесточении контроля за контактами наших ученых с иностранными коллегами вызвал много шума и брани — ещё бы. Документ предписывает подведомственным МНВО организациям заранее уведомлять начальство о планируемых визитах чужих людей, беседовать с ними не менее чем вдвоём, разрешать чужакам использование «технических средств обработки и накопления информации» (включая телефоны и даже часы) исключительно «в случаях, предусмотренных международными договорами РФ», по окончании встречи составлять о ней подробный отчёт и отсылать его в министерство. Комментаторы указали в приказе грубые юридические ляпы и обвинили его в движении «к худшим традициям советского прошлого». Шумели так, что министерство принялось оправдываться: мол, приказ носит рекомендательный характер, издан «прежде всего для учёта показателей роста международных связей» (похоже на правду: в МНВО мало чем интересуются, кроме роста показателей) и вообще honi soit qui mal y pense.
Занятно, что гораздо меньше бранили приказ за ещё один грех, на иной взгляд, более тяжёлый — за пошлое лицемерие; в медиа на эту сторону вопроса указал, кажется, только С. Е. Рукшин. То же самое министерство обязывает вузы, претендующие на дополнительное финансирование (скажем, на программу «5–100» или на мегагранты), собирать комиссию и докладывать ей в полной раскрытой форме все свои последние разработки. Поскольку своим учёным министерство доверять не склонно (свои-де всегда корупциогенны!), то в комиссиях обязательно заседают зарубежные эксперты; у иных даже и в биографиях значится сотрудничество или прямо работа на спецслужбы. На таком фоне обсуждаемый приказ выглядит уже совершеннейшим издевательством. Прав академический клуб «1 июля»: приказ стал «очередной иллюстрацией неадекватности министерства как органа управления отечественной наукой». Добавим: далеко не самой мрачной иллюстрацией.
Ведь когда этот приказ будет отменён (а он — во всяком случае, в нынешнем виде — отменён будет) и правила, обязывающие наших учёных сдавать даром последние разработки и направления исследований, будут изменены, от этих переставших существовать шедевров управления не придётся ждать нового вреда. Что случилось, то случилось, а впредь станет лучше. Но у того же МНВО есть решения, вредоносность которых будет сказываться и после их отмены; сказываться очень долго, если не всегда. Идеальный тому пример — показатели эффективности деятельности вузов и их руководителей; проект приказа министра Котюкова об утверждении очередного варианта этих показателей «всенародно обсуждается» вот прямо сейчас. Это вопиющий документ; от того, что он лишь усугубляет уже действующую жуть, легче не становится.