— Каковы планы компании на ближайшее будущее?
— Мы реализуем два крупных проекта в Якутии — строительство ГОК «Денисовский» и «Инаглинский». В рекордные сроки — десять месяцев — закончено строительство шестимиллионной фабрики «Денисовская», весной прошлого года мы запустили ее в эксплуатацию. Активно идет строительство шахты «Восточная Денисовская», ведутся горнопроходческие работы, на 2020 год намечен запуск механизированного комплекса.
Большая стройка развернута и на ГОК «Инаглинский», он стал одним из крупнейших строящихся угледобывающих российских предприятий за последние пятьдесят лет. В ближайшей перспективе шахта «Инаглинская» (а это 12 миллионов тонн угля в год) и фабрика «Инаглинская-2» (тоже 12 миллионов тонн) опередят по мощности крупнейшие проекты 1970-х годов.
Еще один проект мы запустили в Хабаровском крае — это порт для перевалки угля в Ванино.
Благодаря строительству этих объектов мы укрепим позиции России на международном рынке коксующихся углей и станем лидирующей компанией по объемам экспорта.
— У вас высокие темпы ввода новых объектов. Как это достигается?
— Правильно спланированная рабочая деятельность. Во-первых, у нас строительство идет двадцать четыре часа в сутки, не останавливаясь. Во-вторых, мы имеем правильную стратегию развития этих объектов, оптимального использования времени. Это возможно, и мы являемся пилотным проектом, демонстрирующим возможности вообще строительства производства в России. Наши люди при правильном подходе способны, я не побоюсь этого слова, на трудовые подвиги.
— Дальний Восток не самая освоенная и населенная часть страны. Как вы привлекали персонал?
— Это важный вопрос, с которым столкнулись не только мы, но и вообще все предприятия, которые развиваются на Дальнем Востоке. Сейчас у нас работает четыре с половиной тысячи человек, а концу 2020-го, через полтора года, их число должно увеличиться вдвое, до девяти тысяч человек. Такова потребность нашего производства. Мы привлекаем людей со всей территории России, с Украины, из Казахстана. Мы оплачиваем полностью перелет или переезд, построили три общежития — одно для тех, кто работает вахтовым методом, и два для приезжающих на постоянной основе, это малосемейки для семейных сотрудников.
— Три общежития — не слишком мало для такой массы людей?
— Совершенно верно, и любое общежитие, каким бы оно ни было комфортным, подразумевает временное пребывание, а мы заинтересованы, чтобы люди к нам приезжали на долгие годы, потому что это квалифицированные кадры, работа с высокотехнологичным оборудованием. И, как правило, приезжают молодые люди с семьями, с женами и детьми. Поэтому мы разрабатываем и инициируем программы строительства жилья. Сейчас мы готовы реализовать строительный проект и ипотечную программу с одним из крупнейших банков России. Согласно этой программе, мы будем оплачивать первоначальный взнос на ипотеку, обсуждаем снижение процентной ставки банком. Кроме того, мы берем на себя ответственность за частичное погашение процентной ставки.
И еще надо отметить проект указа президента «О национальной программе развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года», куда входит, в том числе, дальневосточная ипотека со снижением ставки до пяти процентов.
— Для удержания сотрудников важна и заработная плата.
— Заработная плата у нас одна из самых высоких, в среднем 83 тысячи рублей, тогда как горнорабочий имеет возможность зарабатывать в зависимости от проходки и 130–150 тысяч рублей. Это довольно неплохой уровень заработной платы, притом что есть и хороший социальный пакет. Мы ведь еще оплачиваем перелеты на отдых, дотируем путевки, как правило, на море: в Крым, Сочи. Причем не только сотрудникам, но и членам их семей. На сегодняшний день социальный пакет, который предоставляет компания «Колмар», — один из лучших на Дальнем Востоке.
— Все планы компании упираются в рост экспорта. А найдется ли сбыт для вашего угля на фоне уже наблюдающегося спада цен и конкуренции с Австралией?
— В отношении коксующихся углей ситуация намного стабильнее, падение цен временное. Цена остановится на отметке 150–170 долларов за тонну, что для нас еще комфортно. А наш целевой рынок, страны АТР, сами заинтересованы в диверсификации поставок. Сейчас у некоторых стран — у Индии, у Японии — до 70 процентов поставок идет из Австралии. И это неправильно, потому что перебои в поставках чреваты большими проблемами для металлургической промышленности. Отправка угля из Австралии идет очень большими партиями. А мы можем поставить 30-тысячное судно, можем 60-тысячное. Практически через неделю — десять дней уголь может быть в портах наших покупателей. Это очень быстро. Кроме того, ситуация с австралийскими углями неоднозначна, ресурсы австралийских шахт, которые находятся близко к морю, практически исчерпаны. А для того, чтобы открывать новые шахты, необходимы затраты и время на геологоразведку. Нужно смещение добычи в глубь материка, что удлинит транспортировку и повысит себестоимость этого угля.