Трубам «Транснефти» нужен контроль

26 августа 2019, 00:00

ТАСС
Глава «Транснефти» доложил президенту Владимиру Путину, что некая частная компания умышленно слила в «Дружбу» нефть, не прошедшую товарную подготовку
Читайте Monocle.ru в

Глава «Транснефти» Николай Токарев попросил премьер-министра Дмитрия Медведева передать в операционное управление нефтетранспортной компании все пункты сдачи и приема нефти (ПСПН) в трубопроводную систему, чтобы избежать повторения ситуации с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба» в апреле этого года. Сейчас под управлением «Транснефти» находятся лишь около 220 таких узлов, а 150 — под управлением крупных и мелких нефтяных компаний или сторонних операторов.

Российская нефть с превышением хлорорганических соединений была зарегистрирована 19 апреля на Мозырском НПЗ в Белоруссии, далее в Польше, Украине, Германии, Словакии и Чехии, и вскоре в этих странах прекратили принимать наше сырье (в мае поставки были возобновлены), при этом некоторые НПЗ пожаловались на испорченное от грязной нефти оборудование. Тогда глава «Транснефти» доложил президенту Владимиру Путину, что некая частная компания умышленно слила нефть, не прошедшую товарную подготовку. «Я считаю, что это мошенническая схема», — ответил он на вопрос президента о том, почему не сработала система контроля. Следственный комитет РФ по Самарской области возбудил уголовное дело против шестерых человек, включая сотрудников ООО «Нефтеперавалка», управляющего нефтепереливной станцией в Самарской области, а также экс-владельца предприятия Романа Турушева и нынешнего его совладельца Романа Ружечки (оба в розыске). Они обвиняются в порче нефтепровода и хищении не менее чем 30 тонн нефти (оставшейся в распоряжении компании вместо залитых химикатов). Позднее в деле появились еще несколько фигурантов: руководящие и инженерные работники принадлежащего «Транснефти» узлового ПСПН «Лопатино», откуда, по версии следствия, и была закачана в «Дружбу» поступившая с «Нефтеперевалки» грязная нефть. Представитель «Транснефти» Игорь Демин назвал их оборотнями у трубы. Но адвокат Романа Турушева Сергей Егоров считает, что этот прецедент, даже если он и был, далеко не единичный и следствие не видит подлинных масштабов происшедшего: «По разным оценкам, в “Дружбе” оказалось от трех до пяти миллионов тонн грязной нефти, но элементарные расчеты показывают, что через терминалы “Нефтеперевалки” и “Лопатино” с их мощностями не могло быть прокачано такое количество нефти: на это ушло бы почти пять лет. Кроме того, предполагается, что хлорорганику вливали в трубопровод вместо якобы похищенной нефти. Но тонна таких химикатов стоит в полтора раза дороже тонны нефти — какое же это хищение?!»

Главный редактор издания «Промышленные ведомости» Моисей Гельман провел собственное расследование инцидента и уверен, что грязная нефть поступала из разных точек приемки нефти: только на маршруте «Дружбы» расположены 24 ПСПН, в том числе принадлежащие «Транснефти». «Главный вопрос, на который сейчас не может ответить следствие, — как грязная нефть с катастрофическим содержанием хлора прошла более 1700 километров по трубопроводу до Белоруссии и далее, оставаясь незамеченной по пути следования? — недоумевает он. — Нефть многих нефтекомпаний смешивается на всем протяжении “Дружбы”, для этого используют приборы контроля качества на всех ПСПН, в том числе на 15 станциях самой “Транснефти”. Почему же не сработали автоматические анализаторы качества нефти, перекрывающие транспорт сырья при его несоответствия ГОСТу? Значит, истинные масштабы проблемы нарочно замалчиваются?» Отчасти это подтверждается тем, что на Куйбышевском и Волгоградском НПЗ также была зафиксирована грязная нефть, но с содержанием хлорорганики, в десятки раз более низким, чем в Белоруссии, и на неделю раньше — об этом «Транснефть» известили еще до того, как гром грянул за рубежом. Николай Токарев на последней встрече с Дмитрием Медведевым, аргументируя предложение о передаче в управление «Транснефти» ПСПН страны, сообщил, что «каждый из них работает по собственной методике, с собственными реагентами, с собственным оборудованием. И естественно, результаты у этих лабораторий часто расходятся. Нет единой шкалы оценки их работы». «Частные ПСПН сами осуществляют подготовку товарной нефти и сдачу ее в систему магистральных нефтепроводов», — говорил он ранее. Премьер-министр поручил ведомствам проработать его предложение по единому управлению ПСПН.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев полагает, что сложившаяся система учета качества и количества нефти заведомо порочна по всей стране, не только вдоль «Дружбы». «Когда “Транснефти” надо было найти деньги на продолжение строительства нефтепровода ВСТО, им позволили продать частным компаниям некоторые узловые станции приемки нефти, что они охотно и сделали. Тогда была разрушена единая система учета и контроля, что привело к вольнице на узловых станциях с подкручиванием приборов и подтасовкой данных о качестве и количестве нефти», — рассказывает он. С января этого года из-за повышения НДС, неудачного маневра с НДПИ, роста тарифов РЖД нефтепереработка стала убыточной, поэтому мелкие компании для выживания начали искать разные пути снижения издержек. «Тогда и стали повсеместно закачивать всякую гадость, чтобы потом для своего мини-НПЗ получить из той же трубы уже более чистую нефть. И, видимо, дело дошло до массовой практики, из-за чего резко ухудшилось качество и экспортной нефти. Поэтому единый контроль за ПСПН нужно вернуть, но не топ-менеджменту “Транснефти”, допустившему эту масштабную порочную схему с подмешиванием. Главное, чтобы при реализации организационных решений не пострадали добросовестные владельцы ПСПН», — считает г-н Танкаев. «Чтобы предотвратить подобное, включая репутационный урон России, мы предлагаем создать группу международных экспертов из стран — импортеров нефти, которые будут иметь допуск ко всем узловым приборам учета для контроля качества нефти», — говорит Моисей Гельман.