Высказанная Дмитрием Медведевым на высоком международном трудовом форуме идея, что рабочая четырехдневка, возможно, перспективный формат трудового контракта в будущем, неожиданно приобрела формат правительственного поручения. Инициативу подхватили российские профсоюзы, добившись признания важной оговорки: трудовая неделя сокращается с сохранением зарплаты. Предприниматели — в лице РСПП — озадачены. Ученые, экономисты и социальщики, недоумевают и раздражены: воплощение этого замысла в сегодняшней России явно не к месту и не ко времени. Такой переход, скорее, будет препятствовать ускорению экономического роста.
Миллионы семей и матерей-одиночек работают на нищенских ставках и, чтобы кормить семью и поднимать детей, вынуждены пахать на двух-трех работах. Для таких людей предложение перейти на четырехдневку звучит просто издевательски.
Сокращение рабочего времени, нормируемого, а значит, и неявно гарантируемого государством, будет означать пересмотр социального контракта. Фактически государство признает свою неспособность обеспечить эффективную занятость действующей армии труда. Государство не должно уходить от ответственности за обеспечение эффективной занятости и достаточного для ее поддержания предложения высококачественных рабочих мест с достойной оплатой труда.
Да, еще каких-то двести лет назад трудовое время для работающих классов никак не нормировалось, было фактически тотальным — с 12–13 лет и до могилы, по 12+ часов в день семь дней в неделю. О свободном времени для развития личности мечтали социалисты, считал его одной из высших общественных ценностей и Карл Маркс. Сто лет назад, в том числе под влиянием победы социалистической революции в России, переход к восьмичасовому рабочему дню в развитых капиталистических странах стал важнейшим общественным достижением. После Второй мировой войны неформальным стандартом стала трудовая пятидневка при продолжительности недельного рабочего времени 40–42 часа. Сегодня в ряде стран мира фактическая рабочая неделя еще короче и составляет 30–35 часов.
Как далеко может в принципе зайти этот процесс?
Один из величайших экономистов в истории Джон Мейнард Кейнс в 1930 году предсказывал, что через сто лет технологический прогресс приведет к снижению продолжительности рабочей недели до 15 часов. Неужели он был прав?
На прошлой неделе на Всемирной конференции по искусственному интеллекту (ИИ) в Шанхае основатель китайской Alibaba Джек Ма, в прошлом неоднократно высказывавшийся в защиту сверхурочной работы, неожиданно заявил, что в будущем люди смогут трудиться всего по 12 часов в неделю — и все благодаря ИИ: «В течение следующих десяти–двадцати лет каждый человек, страна и правительство должны сосредоточиться на реформировании системы образования, чтобы наши дети могли найти работу, которая требует только трех дней в неделю и четырех часов в день. Я думаю, что благодаря искусственному интеллекту у людей будет больше времени, чтобы наслаждаться радостями жизни»