Министерство экономического развития понизило прогноз ВВП и других экономических показателей на период до 2024 года. Что касается ВВП и инвестиций, то их значения пересмотрены пока лишь на 2020 год: МЭР ожидает, что экономика вырастет не на 2%, как считалось еще весной, а на 1,7%. Ожидания по инвестициям стали более пессимистическими (хотя все еще, на наш взгляд, далеки от реальности): МЭР полагает, что в 2020 году они вырастут не на 7%, а на 5%. Изменился и прогноз по промышленному производству — почти на весь период (см график 3).
Провал по инвестициям в первом полугодии этого года объясняется снижением бюджетных инвестиционных расходов. И самое неприятное, что бюджет не просто зажимает деньги (за шесть месяцев 2019-го он израсходовал всего 42% сводной бюджетной росписи, меньше было только в первом полугодии 2011-го), но зажимает расходы именно на нацпроекты — на них выделено чуть больше трети запланированного.
Плохо тратят
По итогам первого полугодия расходы на нацпроекты заметно отстают от запланированных. «По состоянию на 1 июля 2019 года расходы на реализацию национальных проектов и Комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры исполнены в сумме 558,8 млрд рублей, или 32,4% показателя сводной росписи», — говорится в отчете Счетной палаты. Это на 10,1 процентного пункта (п. п.) ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета, который и так находится на минимуме за последние годы — всего 42,5%. При этом по нацпроекту «Цифровая экономика» расходы составили менее 10% от запланированных. Лишь по двум нацпроектам («Наука» и «Здравоохранение») исполнение плана по расходам превысило темпы освоения бюджетных средств в бюджетной системе в целом.
По мнению Счетной палаты, главная причина недостаточных расходов в том, что регионы слишком затянули с соглашениями о субсидиях, межбюджетных трансфертах, с конкурсными процедурами по госконтрактам. Кроме того, часто у них до сих пор нет государственной экспертизы и проектно-сметной документации на реализацию мероприятий национальных проектов, рассказали «Эксперту» в Счетной палате.
Минфин успокаивает: деньги будут выделены сразу, как только документы будут готовы. «Структура бюджетных расходов на национальные проекты имеет свою специфику. В них значительна доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов. Сравнительно высок удельный вес бюджетных ассигнований на закупки, осуществление капитальных вложений и предоставление субсидий юридическим лицам (в рамках иных бюджетных ассигнований), более активное исполнение по которым традиционно приходится на второе полугодие. Важно отметить, что кассовое исполнение не должно являться самоцелью. Эффективность реализации национальных проектов характеризуется тем, выполняются ли результаты, достигаются ли показатели, меняются ли к лучшему условия жизни граждан и работы бизнеса. А, к примеру, перечисление 100% аванса за еще не выполненные работы будет хорошо смотреться с точки зрения кассового исполнения, но при этом реальных изменений с точки зрения целей национальных проектов не будет», — отмечают в пресс-службе ведомства.