После нескольких лет поступательного роста и надежд на восстановление после падения 2014 года российский рынок коммерческих автомобилей вновь пополз вниз, причем как в легком, так и в тяжелом весе. Согласно данным аналитической компании «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые семь месяцев текущего года снизился на 4,6%, до 42,2 тыс. единиц. Отрицательную динамику демонстрируют и продажи легких коммерческих автомобилей (LCV), реализация которых сократилась на 5,5%, до 59,5 тыс. единиц.
На рынке повеяло ужасом 2013–2015 годов, которые продавцы и производители грузовых автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи в России рухнули в два с половиной раза — с 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м. Рынок потихоньку начал выезжать из этой ямы с весны 2016-го, по итогам того года он подрос на 4%, до 53,3 тыс. В 2017-м продажи неожиданно взлетели на 50%, до 80,1 тыс. единиц; в 2018-м рост опять был скромным, но все же было продано 82,3 тыс. автомобилей, на 2,7% больше (см. график).
Российские марки держат строй
На рынке продолжают доминировать российские производители. В сегменте грузовиков КамАЗ и ГАЗ сейчас контролируют 46% всех продаж, в сфере LСV российские ГАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ держат весомые 71% рынка. При этом на сжимающемся рынке КамАЗ, например, все же продолжает увеличивать продажи: за семь месяцев текущего года они выросли на 7,7% до 14,9 тыс. А продажи лидирующего в LCV ГАЗа, напротив, упали на 5,2% до 26,6 тыс. Но все же иностранные бренды сейчас сильнее теряют позиции в России: в секторе грузовиков из первой десятки ведущих компаний отрицательную динамику продаж демонстрируют восемь компаний. В частности, на 27% рухнула реализация грузовиков DAF, на 16% — Volvo на 14% — Mercedes-Benz, на 12% — Scania (см. таблицу 1). В сегменте LCV иномаркам тоже приходится не сладко: особенно сильно с начала года упали продажи Mercedes-Benz (−60%), Fiat (−27,5%), Citroën (−5,3%; см. таблицу 2).
Российские коммерческие автомобили стоят дешевле, а бизнес, связанный с использованием коммерческой техники в РФ, сейчас замедляется — так объясняют участники рынка его нынешнюю динамику. «Коммерческий транспорт иностранного производства постепенно становится роскошью для российских потребителей в связи с низким курсом рубля. Всё больше перевозчиков рассматривают приобретение транспортных средств отечественных производителей, так как их стоимость значительно ниже, а фактор цены стоит на первом месте. Из-за спада покупательской способности уменьшаются объемы перевозок. Только их увеличение может обеспечить жизнеспособность рынка, — объясняет Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. «Стоимость российских транспортных средств значительно ниже иностранных, — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании “Авто-ПЭК”. — Компании, которые остро нуждались в обновлении автопарка, сделали выбор в пользу более доступных отечественных моделей. А те, у кого потребность в новых автомобилях пока не до конца сформирована, отложили покупку до более благоприятного периода. Не стоит также забывать о государственных программах субсидирования лизинга, в рамках которых существуют лимиты по стоимости спецтехники, что в конечном счете сужает выбор до отечественных автомобилей». «В 2019 году пик покупательской активности пришелся на апрель. На фоне такого активного всплеска закупок небольшое замедление выглядит вполне ожидаемым и логичным», — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.
Нажать на газ
Тем не менее участники рынка надеются, что спрос и продажи в ближайшее время начнут расти. В этом отношении показательна открывающаяся на этой неделе в столичном «Крокус экспо» самая крупная российская выставка коммерческих автомобилей Comtrans-2019, участники которой демонстрируют повышенную активность: площадь экспозиции выставки в этом году увеличилась на 10% и составит более 44 тыс. кв. м, а всего в выставке примут участие 230 компаний из 28 стран мира.
Участники выставки объявили, что они постараются представить в России наиболее адаптированные к российским условиям модели. В частности, заметный тренд в области коммерческого транспорта, который серьезно поддерживают власти, — использование машин на газе. Так, недавно в России была принята новая государственная программа поддержки, которая разработана Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса. Она рассчитана на шесть лет и предполагает выделение из бюджета внушительных 174,7 млрд рублей на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (прежде всего на закупку общественного транспорта). Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов на эти цели. Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — это миллиард рублей.
В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд кубометров в год к 2024 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1400 газовых заправок. А к 2030 году ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд кубометров в год, при этом рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц.
Закрепиться в сегменте коммерческих автомобилей на газе сейчас пытаются большинство автопроизводителей. Так, компания Iveco объявила, что представит на выставке целую серию таких автомобилей, среди которых будут тягачи Stralis NP в версии на компримированном газе (КПГ) и новой модификации на сжиженном газе (СПГ), Daily Blue Power и мусоровоз Eurocargo на КПГ.
Свои газовые модификации на выставке представит и белорусский МАЗ. Японская Isuzu продемонстрирует на Comtrans-2019 свою новую малотоннажную модель Isuzu ELF 7.5 (NPR82) CNG c двигателем, работающем на КПГ (метане), которую компания начинает выпускать на территории России. В данном случае на шасси установлен новый двигатель Isuzu 4HV1 рабочим объемом 4,6 л, мощностью 130 л. с., при этом новинка оснащена двумя топливными баками суммарным объемом 300 л, что позволяет при полной заправке автомобиля иметь расчетный запас хода около 350 км. «Газомоторная техника — один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка коммерческой техники в России. Автомобили на газовом топливе обладают преимуществами с точки зрения и экономической эффективности, и экологии. Мы приветствуем меры, которые российские власти принимают в области развития соответствующей инфраструктуры, и рады уже сегодня предложить нашим клиентам возможность приобрести одно из самых популярных шасси на рынке с двигателем, работающим на метане», — заявил в канун выставки генеральный директор Isuzu RUS Фабрис Горлье.
Электрическое будущее
Впрочем, много новинок на грядущей выставке будет связано и с традиционными двигателями. Например, японский производитель Hino уверен, что в России сохранится спрос на тяжелые виды коммерческой техники. Главной новинкой выставки для компании станет серия Hino 500 FM, которую в России представляет 26-тонный грузовик 6×4 с высокой кабиной. Новинка получила более мощный, девятилитровый двигатель (350 л. с.). новую коробку переключения передач японского производства, принудительную блокировку межколесного и межосевого дифференциалов, а также оптимальные варианты колесной базы для разного типа надстроек. Представители компании заявляют, что модель Hino 500 FM ориентирована на строительный и ремонтный сектор, логистические и транспортные компании, агропромышленные комплексы.
Однако, пожалуй, главной интригой Comtrans-2019 в том, привезут ли производители грузовиков в Россию свои модели, работающие на электричестве, которые в разных странах уже активно испытываются и даже запускаются в эксплуатацию. Так, в канун выставки о начале эксплуатационных испытаний электрических грузовиков в Германии заявила компания Daimler. Пока 25-тонный грузовик Mercedes-Benz eActros с дальностью пробега до 200 км в день курсирует между подразделением завода Mercedes-Benz Gaggenau в Раштатте и складом логистического оператора Logistik Schmitt в Отигхайме, расположенными в семи километрах друг от друга. Как сообщают представители компании, ежедневный пробег новой машины составляет около 168 км, она осуществляет перевозки 12 часов в сутки. Впрочем, появление электрического eActros на выставке под большим вопросом, поставлять эту модель в Россию пока не планируется.
Представители же MAN рассказали «Эксперту», что намерены представить на Comtrans-2019 одну из своих электрических моделей, опыт применения которой уже есть в европейских странах. Более подробная информация пока не раскрывается, генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон намерен на выставке лично сорвать покрывало с этой модели и рассказать все подробности возможных поставок, в том числе на российский рынок, тяжелых электрических автомобилей, которые, как и в сегменте легковых, в будущем могут трансформировать всю традиционную автомобильную промышленность в области коммерческого транспорта.