В Грузии подсчитывают убытки после июньского антироссийского протеста и ищут решения, чтобы хоть как-то смягчить его последствия. Напомним, что минуло уже почти два месяца с того момента, как президент Владимир Путин запретил осуществлять авиаперевозки пассажиров из России в Грузию и постановил вывезти оттуда российских туристов. Такие действия Кремля были продиктованы не только опасениями возможного нарастания агрессии по отношению к пребывающим в стране российским гражданам, но и желанием дать четкий политический сигнал по поводу выпада в адрес депутата Госдумы Сергея Гаврилова во время сессии Межпарламентской ассамблеи православия. Однако внутри этого политического месседжа для Грузии скрывается еще и экономическая подоплека: ее казна до сих пор довольно сильно зависит от северного соседа, и, хотя мирные отношения с Москвой выгодны грузинскому населению, местная элита не может отказаться от антироссийского курса. И тому есть несколько причин.
Нужны новые гости
Туристический бизнес — существенная статья доходов грузинской экономики. Так, эксперты рейтингового агентства Fitch Ratings отмечали, что вклад туризма в ВВП Грузии составляет порядка 7,5%. Сама страна традиционно входила в десятку самых востребованных российских туристических направлений. Например, в прошлом году Грузию посетили почти полтора миллиона российских граждан — это чуть больше 20% общего турпотока, а доходы по статье «туризм» составили около 710 млн долларов. В 2019 году аналитики прогнозировали рост первого показателя на 20%, второго — на 25%. Более того, с 2014 года между двумя странами ежегодно рос и товарооборот — стабильно на 10–15%. Однако эти цифры уже значительно подпорчены последствиями грузинских протестов.
Двенадцатого августа премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе на встрече с журналистами заявил, что потери страны за время действия запрета на воздушное сообщение между Грузией и Россией составили примерно 60 млн долларов. На 10% сократился пассажиропоток в международных аэропортах Тбилиси и Батуми. И это только за июль. В целом же за 2019 год экономика Грузии, как заявила на недавней пресс-конференции Мариам Квривишвили, глава Национальной администрации туризма, может потерять до двух миллиардов лари (около 700 млн долларов).
Под ударом оказались несколько грузинских авиакомпаний: Georgian Airways по итогам за июль отчиталась о потере порядка 25 млн долларов, а президент авиакомпании «Airzena — грузинские авиалинии» заявил, что если запрет на полеты не будет снят, то компания и вовсе может пойти ко дну. Закономерно страдают и представители малого и среднего бизнеса туристической и околотуристической отраслей. Многие из них уже оказались на грани банкротства и критически нуждаются в государственной поддержке. Шестнадцатого августа владельцы малых и средних гостиниц провели митинг в курортном городе Кобулети, требуя от правительства возместить им убытки из-за обострения отношений с Россией. Кроме того, предсказуемо ослабел и грузинский лари: в конце июня он достиг своего исторического дна. Сократился приток российских инвестиций. Растут цены на топливо и на некоторые продуты.