Китай, выбирая между намерением дать США жесткий ответ в торговой войне и желанием пойти на уступки, решил сделать и то и другое. Сначала Пекин ввел пошлины в размере от 5 до 10% на американские товары общей стоимостью 75 млрд долларов. Президент США Дональд Трамп тут же сообщил, что в сентябре с 10 до 15% вырастет размер пошлин на товары стоимостью 300 млрд долларов, а с 1 октября будут повышены с 25 до 30% пошлины на китайские товары общей стоимостью 250 млрд. Таким образом, счет снова получился не в пользу Пекина и, по словам Трампа, Китай вновь запросил переговоров. «Китай звонил вчера вечером, сказал, давайте вернемся к столу. Так что мы возвращаемся к столу», — сообщил президент США.
Тем временем на внутреннем информационном рынке Пекин демонстрирует оптимизм и уверенность в собственных силах. «Жэньминь жибао», официальная газета ЦК Компартии Китая, сообщает: «Публичные слушания по вопросам введения повышенных пошлин на китайские товары, организованные правительством США, неожиданно стали собраниями по восхвалению китайского производства. Американские предприниматели протестуют против введения новых тарифов по ряду причин: это повысит себестоимость товаров и заставит сокращать персонал. Кроме того, у них есть и другая важная причина: способности Китая в комплексном производстве уникальны и за короткий срок трудно найти подходящего аналогичного поставщика, который способен его заменить».
Действительно, около 200 американских обувных компаний, в том числе Adidas, Nike, Crocs и Converse, написали Трампу коллективную жалобу на новые пошлины и попросили их отменить. По странным подсчетам американских сапожников, введение 15-процентных пошлин приведет к удорожанию обуви для американского потребителя не менее чем на 67%. Однако никакого восхваления китайского производства при этом нет: фирмам просто не хочется срываться с насиженных мест и переносить свои производства в соседние страны с дешевой рабочей силой. Или, не дай бог, возвращать их в США, чего так усиленно добивается Трамп. Производители ноутбуков и серверов HP и Dell уже объявили о планах перенести свои мощности из Китая на Тайвань, Филиппины, во Вьетнам и Таиланд. Google также объявил о переносе производства смартфонов Pixel и колонок Google Home во Вьетнам. Apple открыл сборочные производства в Индии и Бразилии — пока они выпускают продукцию для внутренних рынков этих стран. В Китае по-прежнему производится около 90% продукции Apple и порядка 45% их комплектующих, но, как говорится, «процесс пошел». Представители компаний, покидающих Китай, не заявляют, что пошлины стали единственным аргументом к переезду, — большинство жалуется на резко подорожавшую китайскую рабочую силу. Многие компании, не привязанные к местным поставщикам сырья, начали уходить из страны еще до начала торговой войны именно из-за этого.