«Либеральная экономика и общество конкуренции могут нормально функционировать с нейтральными ценностями, пока нет никакой внешней и внутренней угрозы, вызывающей необходимость широкого консенсуса». В начале сентября этот тезис немецкого социолога Карла Манхейма удивительно наглядно подтвердил действующий президент Франции Эммануэль Макрон.
Господин Макрон сделал по-настоящему сенсационные заявления. Европа в опасности. На фоне крушения (или заката) проекта глобализации она находится в самом уязвимом положении из всех серьезных мировых игроков. Если она не начнет перестройку, она окажется пешкой в сражении России и США на территории Европы. Она должна вспомнить самые основы европейской цивилизации — гуманизм, просвещение — и, опершись на них, начать возрождаться. И для этого возрождения она должна искать дружбы с Россией.
Первая за последние полвека заявка на мировое лидерство была предъявлена Европой на рубеже веков в проекте единой валюты — евро. Под экономическим натиском Китая и политическим давлением США эта попытка практически провалилась. Но неудача преподнесла несколько важных уроков. Оказалось, что даже сильная и богатая Европа не в состоянии противостоять полностью открытому глобальному рынку: Европа довольно легко «сдала» большую часть внутреннего рынка Китаю и потеряла значимую часть своей промышленности. Сжатие промышленности оказалось огромным ударом по всей европейской конструкции, так как Европа в экономическом смысле — прежде всего индустриальная цивилизация. Утратив позиции в промышленности, Европа стала терять и свой технологический потенциал, и экономическую устойчивость (европейские домохозяйства перестали богатеть), и в конечном счете политическую востребованность.
О политических проявлениях кризиса говорить легче, об экономических — сложнее. Но мы специально делаем акцент на экономическую сторону вопроса. Глубинной причиной затянувшейся мировой нестабильности является продолжающаяся уже четвертое десятилетие (с середины 1980-х) падение темпов роста предельной производительности труда и основного капитала. Вопреки всеобщим ожиданиям информационная революция не привела к росту экономической эффективности мирового хозяйства. Именно поэтому мир постоянно нуждается в денежной накачке — вложения в основной капитал не окупаются. Это приводит к тому, что мы наблюдаем сейчас, — к исчезновению среднего класса даже в развитых странах, общему падению уровня жизни, недостаточному инвестированию, сворачиванию социальных обязательств государств, повсеместной политической нестабильности.