Помощник президента Андрей Белоусов призвал поддержать российские компании давно обещанным механизмом соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Он заявил, что отечественные компании сформировали большой портфель новых инвестпроектов, однако их запуск требует введения механизма соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Напомним, именно Андрей Белоусов год назад стал инициатором изъятия сверхприбылей у компаний-экспортеров, заработавших на благоприятной конъюнктуре и ослаблении рубля. Бизнесу пообещали тогда, что сверхприбыли не будут изымать в прямом смысле. От него потребуют инвестиций в собственное развитие и в различные проекты. А одно из ключевых положений СЗПК —предоставление права на неприменение нормативных правовых актов, изменяющих указанные в соглашении условия реализации инвестпроекта. «Без этого закона все наши коммуникации с крупным бизнесом и его проектами остаются разговорами, так как все нужно поставить на нормативную основу», — добавил помощник президента.
Судьба документа между тем складывается непросто: его переписывали, дважды рассматривали на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, но так и не сумели внести в Госдуму. Ситуация с СЗПК — одно из проявлений не только плохого инвестиционного климата в России, но и в целом доминирования государственно-административной системы в экономике, считает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Правительственные органы могут принимать нормативные акты без учета интересов бизнеса, что создает риски для инвестпроектов, делает неопределенными их условия в длительной перспективе. Более того, нередки случаи, когда ведомства целенаправленно стремятся контролировать финансовые потоки в инвестициях бизнеса и их результаты за счет введения новых нормативных актов.
Например, рассказывает эксперт, экспортеры вкладываются в проекты, прогнозируя определенный объем прибыли исходя из конъюнктуры спроса и цен в будущем. Но затем правительство объявляет, что значительная часть прибыли компаний получена именно за счет роста экспортных цен и должна быть изъята в бюджет целевым изменением налогов. Ведь такая инициатива и была год назад, говорит он, бизнес с трудом противостоял ей, и именно тогда появилась идея закона о СЗПК.
Поэтому элементарное рыночное требование: неизменность заранее оговоренных условий реализации инвестпроектов — в российских реалиях должно быть закреплено еще и специальным законом, уверен Марк Гойхман. Но его существование может в будущем нарушить интересы уже госорганов, а они всегда выше интересов бизнеса. Поэтому с таким скрипом проходит согласование законопроекта в ведомствах. Они опасаются потерять рычаги воздействия на ситуацию.
Неудивительно, кстати, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, что законопроект «о стабилизационной оговорке» столько раз переписывали: он сталкивает интересы огромного количества людей, так что не будет сюрпризом, если его так и не примут. Изначально подобные оговорки предназначались для защиты иностранных инвесторов от изменений в законодательстве страны, где те осуществляют капиталовложения, и в этом был большой смысл: почему люди из-за границы должны страдать от изменений среды, которая им не очень понятна в силу культурного барьера и в которой они не живут?
Но в России это превратилось в необычный посыл: предлагается защищать и интересы внутренних инвесторов тоже, хотя о них, казалось бы, государство должно заботиться в первую очередь. Вообще, отмечает эксперт, одна из главных задач государства — создать правила игры и поддерживать их неизменными в течение десятков лет, а получается, что для этого нужно выпустить еще один, специальный, закон, нивелирующий влияние новых законов на инвестпроекты.