В России после приснопамятного так и не реализованного проекта «Ё-мобиль» делается новая попытка начать серийное производство городского электромобиля: тольяттинская компания «Зетта» планирует до конца года выпустить десять машин Zetta с электродвигателем, а в следующем году — две тысячи штук. На ближайшие годы потенциальный рынок сбыта гендиректор «Зетты» Денис Щуровский оценивает в 15 тыс. электромобилей в год. Помимо электромобилей компания будет делать грузовую, коммунальную и прочую спецтехнику на электротяге. Но в первую очередь речь идет именно о городских машинах. «В “Ё-мобиле” не было сделано самого главного — не было “сердца”, то есть электродвигателя, который они не успели довести до ума, — говорит г-н Щуровский. — Уже потом, после закрытия проекта, все их наработки передали в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), и сейчас этот электродвигатель используется в гибридном “Кортеже”».
Как рассказал Денис Щуровский, основатели «Зетты» много лет занимаются инженерными разработками и производством автокомпонентов (кстати, к АвтоВАЗу компания отношения не имеет). «Зетта» целенаправленно начала работать в области электротранспорта, а именно разработки электропривода асинхронного типа. Такой двигатель и установлен прямо в колеса электрокара «Зетта», то есть не нужно использовать редуктор для передачи крутящего момента и трансмиссию. Это позволяет существенно облегчить и упростить машину.
«Сейчас все применяют синхронные двигатели постоянного тока, — объясняет Денис Щуровский. — Они просты в управлении, у них высокий крутящий момент. Однако есть и много недостатков, что связано с самими свойствами магнита (там используются электрические магниты), — прежде всего это перегрев. Кроме того, магниты со временем теряют свои свойства, к тому же они очень подвержены химической коррозии. Асинхронный двигатель этими недостатками не обладает. Мы сделали двигатель, у которого крутящий момент намного выше, чем у того, который работает на магнитах, и при этом он более живуч и неприхотлив».
С проектом производства автомобиля с электроприводом собственной разработки «Зетта» пришла в Минпромторг за поддержкой. «В 2017 году мы возили прототип нашего электромобиля на заседание рабочей группы Госсовета по промышленности, и там он получил одобрение. Хотя поначалу никто не верил, что можно достичь такого крутящего момента, тем более с асинхронным двигателем, что можно поставить двигатель в колесо и обойтись без трансмиссии», — вспоминает Денис Щуровский. «Зетта» стала получать субсидии на компенсацию части затрат на НИОКР. Всего в проект было вложено 450 млн рублей — это, как говорит Денис Щуровский, в основном собственные средства учредителей, и порядка 90 млн рублей — субсидии от Минпромторга. Сумма, конечно, небольшая в сравнении с миллиардными затратами на платформы ведущих мировых автопроизводителей. Летом 2019-го проект получил еще 49,5 млн рублей беспроцентного займа от Фонда развития моногородов. Это должно помочь не выбиваться из сроков.