В Эквадоре вспыхнули массовые беспорядки. Президент страны Ленин Морено бежал из столицы Кито в город Гуаякиль, где укрылся на военной базе. Он записал видеообращение, в котором назвал произошедшее попыткой государственного переворота, обвинив во всем своего предшественника на посту президента Рафаэля Корреа и примкнувшего к нему президента Венесуэлы Николаса Мадуро. «Разве это совпадение, что несколько недель назад экс-президент Корреа посетил Венесуэлу?» — задал риторический вопрос Морено. За его спиной находились военные — для демонстрации силы, стоящей за президентом. Но у военачальников были столь печальные лица, что впечатление от бодрого спича главнокомандующего оказалось испорчено. Упоминание Венесуэлы тем более забавно, что наблюдатели второй год подряд ждут падения режима Мадуро. Все предрекали печальный конец венесуэльскому «социалистическому эксперименту» и проглядели очередной социально-политический кризис, вызванный применением шоковой терапии по рецепту МВФ.
Эквадор получил от него 4,2 млрд долларов финансовой помощи. Правительство страны, со своей стороны, обязалось привести собственные расходы в соответствие с доходами, начав непопулярные реформы. Прошли сокращения госслужащих, были снижены их зарплаты и сокращены отпуска. Но главная мера, призванная сэкономить около 1,3 млрд долларов в год, коснулась всех эквадорцев: это отмена субсидий на автомобильное топливо. Постепенно повышать цену на топливо президент начал еще в декабре прошлого года, подняв стоимость литра бензина с 0,4 до 0,5 доллара. Осенью этого года его цена вновь выросла, правда ненамного, до 0,63 доллара, но резко подорожало дизтопливо — с 0,27 до 1,05 доллара за литр. Основные потребители солярки — автоперевозчики, общественный транспорт и таксисты — перекрыли в знак протеста автомобильные дороги.
Эквадор добывает около 540 тыс. баррелей нефти в сутки, что с лихвой покрывает внутренний спрос, составляющий порядка 250 тыс. баррелей нефтепродуктов в сутки. Протестующие, очевидно, считают, что нефть является общенациональной собственностью, и не желают платить за автомобильное топливо по мировым ценам. Тем более что «дурной пример» подает находящаяся неподалеку Венесуэла, где стоимость литра бензина составляет около 0,015 доллара.
К протестующим в городах присоединились десятки тысяч индейцев, все дороги в стране оказались заблокированными. К желающим заправляться по новым ценам протестующие крайне враждебны: они разбивают проезжающие автомобили палками и камнями. Попытки полиции задержать протестующих и разблокировать дороги ни к чему не привели: у демонстрантов огромный численный перевес. Более того, они сами атакуют полицию, беря в плен десятки правоохранителей. Демонстранты поджигают их технику, в том числе бронемашины, и штурмуют административные здания. Часть занялась мародерством и вандализмом, громя магазины и поджигая банковские терминалы.
Ленин Морено победил на президентских выборах 2017 года благодаря протекции прежнего президента Рафаэля Корреа, при котором он в течение десяти лет был вице-президентом. Корреа придерживался социалистических взглядов. Морено быстро изменил курс прежнего руководства. Но попытка отказаться от негласного «социалистического» общественного договора с населением явно провалилась, и эквадорцы отправились свергать Ленина Морено, держа в руках государственные флаги Эквадора и красные знамена.