«В 2015 году наша инициативная группа сделала несколько проектов на основе искусственного интеллекта. Сначала у нас получилась платформа для роботизации коммуникаций внутри компании Autofaq.ai. Эта система помогает свести всю коммуникацию с клиентами, сотрудниками в один интерфейс, подключить чат-боты — таким образом можно заменить рутинные операции, которые делает человек, снять нагрузку с операторов. Этим продуктом пользуются крупнейшие банки, ритейлеры» — так начинает рассказ об истории своего стартапа Владислав Беляев.
В ходе исследования АЦ «Эксперт» провел 19 глубинных интервью с основателями стартапов мирового уровня, имеющих российское образование. Большая часть их проектов представляет собой платформы на основе искусственного интеллекта и больших данных. Наши респонденты вывели на рынок два десятка сервисов и продуктов для жизни и бизнеса.
От шутки до науки
Истоки появления такого рода идей весьма разнообразны. Довольно часто стартапы рождаются в результате стечения случайных обстоятельств. Именно так появился Yorso — SaaS-платформа управления цепочкой поставок для рыбной промышленности и морепродуктов. «Моя супруга преподает английский, и один из ее учеников постоянно жаловался на отсутствие автоматизации торговли морепродуктами на международном рынке, — вспоминает сооснователь этого стартапа Антон Трантин. — Мы познакомились и увидели, что есть поле для сотрудничества: у предпринимателя есть интерес и ресурсы, а я могу написать практически любую программу».
Идея Ольги Флер, основателя платформы Meet for Charity для сбора средств благотворительных фондов, началась с шутки: «Я занимаюсь благотворительностью, и мне необходимо было собрать деньги на праздник для детей с ограниченными возможностями. Я в шутку разместила фото подруги на платформе Facebook и написала, что это благотворительное свидание, а победит и получит встречу с прекрасной девушкой тот, кто сделает самую большую ставку. Неожиданно нам начали писать люди с желанием установить бизнес-контакты. И я поняла, что такая модель может работать».
Другого участника нашего исследования, Сергея Дмитриченко, к идее стартапа привела практика: «В 2011 году я открыл рекрутинговое агентство GMS по подбору IT-специалистов. Через полтора года мы поняли, что у нас самих есть потребность в людях, и оказалось, что поиск кандидатов на самом деле съедает больше половины времени рекрутера. Нужна автоматизация. Так появилась платформа AmazingHiring. Наша система анализирует данные с десятков различных публичных сайтов, включая профессиональные ресурсы для разработчиков, IT-специалистов. На основе этих данных строятся профили людей, которые доступны для поиска. Сейчас продуктом пользуются технологические компании по всему миру, и значительная часть выручки формируется за пределами России».