Здравоохранению пропишут госкорпорацию

14 октября 2019, 00:00

МАРИНА МОЛДАВСКАЯ/ТАСС
Все беды российского здравоохранения — от недофинансирования и низкой квалификации регионального управления
Читайте Monocle.ru в

В медицинском сообществе бурно обсуждают идею президента Владимира Путина о создании госкорпорации здравоохранения. Эта мысль многим кажется революционной, поскольку региональные власти в случае ее создания будут отстранены от управления местными больницами и главными врачами, а финансовые потоки — перенаправлены через новую структуру. Президент полагает, что такая корпорация окажется более эффективной, чем административная система управления. Он привел в пример госкорпорацию «Росатом», созданную в 2007 году взамен агентства по атомной энергетике. «Она функционирует достаточно эффективно… В таком варианте министерство занимается контролем, проверками, методиками и так далее, а само здравоохранение как система оказания важных для человека услуг работает именно как корпорация — со всеми зданиями, сооружениями, показателями», — сказал Владимир Путин на прошлой неделе на форуме «Россия — страна возможностей» и уточнил, что при этом система медицинского страхования не будет упразднена и заменена на прямое бюджетирование медучреждений: «…система страхования может работать и обеспечивать бесплатность здравоохранения».

«Ключевая идея в том, чтобы создать вертикально управляемую структуру, которая будет, минуя региональные министерства здравоохранения, выполнять роль государственного подрядчика по обеспечению и развитию здравоохранения, включая нацпроекты, — пояснил “Эксперту” Юрий Крестинский, председатель консультационного совета Центра развития здравоохранения Московской школы управления “Сколково”. — Сейчас проблема в том, что Минздрав не может указывать регионам, как и кого лечить. В регионах очень низкий уровень компетенций врачей и управленцев. Сейчас лишь двадцать субъектов более чем из восьмидесяти способны реализовать задачи национальных проектов. В пятидесяти регионах здравоохранением управляют откровенно неквалифицированные люди, которых даже близко нельзя подпускать к медпомощи, но на которых не может влиять Минздрав. В результате доступ к объемам и качеству медицинской помощи определяется сегодня уровнем социально-экономического развития регионов», — разъяснил он суть проблемы и добавил, что госкорпорация позволит консолидировать медучреждения с прозрачной структурой вертикального управления.

Страховые компании, работающие со средствами Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС, управляет страховыми средствами объемом более триллиона рублей через страховщиков), обеспокоены новой идеей, поскольку сложившуюся систему передачи денег клиникам придется, скорее всего, переформатировать. «Сейчас они через страховые медицинские организации контролируют качество оказываемой помощи и в зависимости от результата определяют, сколько выделить средств ОМС клинике, а на сколько оштрафовать, — напоминает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. — Пока нет ответа на главный вопрос: а кто будет контролировать эту корпорацию и сами клиники, которые ей подчинят? Госкорпорация по определению закрытая структура, отчитывающаяся раз в год. Будет ли она взаимодействовать со страховщиками, неясно. А если нет, то как она сама организует контроль за качеством лечения и стимулы его повышения? И как вообще оценивать эффективность расходования этой корпорацией постоянно растущих средств на здравоохранение?»

В нынешнем году в России запущен нацпроект «Здравоохранение» (2018–2024), на который выделят 1,3 трлн рублей. Основатель системы ОМС в России, Заслуженный экономист Российской Федерации Владимир Гришин уверен, что в России попросту нет управленцев, чья квалификация отвечает его масштабам и сложности отрасли, охватывающей 143 млн россиян, поэтому, если госкорпорацию и создадут, она не справится с поставленными задачами. «Надо просто вдвое повысить финансирование здравоохранения, и Минфин это прекрасно знает, — говорит Владимир Гришин. — Зарплату врачам в регионах вроде бы повысили вдвое, но за счет дополнительной нагрузки и сокращения штата, потому что денег на это повышение никто так и не дал. Отсюда у нас и платность услуг в госмедучреждениях достигает 40 процентов, и некомпетентные врачи и даже главные врачи. Вот если будущий глава будущей корпорации попросту добьется увеличения финансирования, многое сразу встанет на свои места».

Минздрав России пока от обсуждения идеи создания госкорпорации здравоохранения уклоняется, но именно ему предстоит подготовить предложения президенту с конкретными параметрами будущей госструктуры.