Меньше доллара — больше нефти

28 октября 2019, 00:00
ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС
Глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что резкий рост добычи углеводородов в США, подкрепленный политическими усилиями, направленными на захват новых рынков для сбыта, нарушает баланс на мировом рынке нефти

Нефть — это надолго. А вот по поводу доминирования доллара в мировой финансовой системе есть вопросы. И главное, стабильности в мире по-прежнему нет. Более того, нестабильность нарастает, а риски ее мировая общественность недооценивает. Таковы основные тезисы выступления главы «Роснефти» Игоря Сечина на XII Евразийском экономическом форуме в итальянской Вероне. По его мнению, главный дестабилизатор — Соединенные Штаты. Резкий рост добычи углеводородов в этой стране, подкрепленный политическими усилиями, направленными на захват новых рынков для сбыта, нарушает баланс на мировом рынке нефти.

«Увеличение доли американской нефти на глобальном рынке зачастую достигается не столько экономическими, сколько политическими методами — вытеснением ключевых игроков и навязыванием своей продукции, — считает Игорь Сечин. — Сейчас под американскими санкциями находится около трети мировых запасов и пятой части мировой добычи нефти (в Иране, Венесуэле и России. — “Эксперт”)». По его мнению, санкции США против крупнейших производителей нефти, их экономическое и технологическое противостояние с Китаем, торгово-тарифные и валютные войны «оказывают серьезное негативное влияние на мировую экономику». За последний год, отметил глава «Роснефти», прогнозы роста мирового ВВП пересмотрены в сторону понижения на 0,2–0,4 процентного пункта.

Доминирование доллара в международных расчетах, в том числе в мировой торговле нефтью и нефтепродуктами, где оно превышает 90%, позволяет США по-прежнему серьезно влиять на мировые финансовые рынки. Впрочем, Игорь Сечин полагает, что возможность противостоять их финансовому монополизму есть и «уже через десять лет мы можем увидеть совсем иную картину: с ростом роли китайской экономики доля юаня может вырасти с текущих двух–пяти процентов до более существенных величин».

«В условиях, когда США манипулируют процентными ставками и злоупотребляют положением в мировой экономике, необходимо еще раз задаться вопросом, должен ли доллар быть мировой резервной и торговой валютой», — считает глава «Роснефти», которая, как стало известно в ходе форума, перевела свои экспортные контракты из доллара в евро для минимизации санкционных рисков. Санкции, в том числе в части трансфера технологий, — это еще один фактор, который дестабилизирует мировой рынок нефти. Россия в целом и «Роснефть в частности — крупный игрок на мировом рынке нефти. Несмотря на рост «зеленой» энергетики и «хайповость» этой темы, основой мировой энергосистемы еще долго будут ископаемые ресурсы — нефть, газ и уголь. Так, не отрицая и даже подчеркивая важность «зеленой» энергетики, Айван Глазенберг, глава Glencore, тем не менее уверен, что мир не может жить только на возобновляемой энергии: «Нам нужны надежные традиционные работающие базовые нагрузки на мощности по производству электроэнергии на ископаемых источниках. Нам нужна надежная энергетика, она должна быть дешевой по цене, для того чтобы бедные страны могли ее приобретать, могли ее иметь, поскольку “зеленая” энергетика стоит очень дорого. И еще момент. Она не надежна, если мы говорим о больницах, если мы говорим о других услугах общественного пользования. Мы не можем полагаться исключительно на “зеленые” источники электроэнергетики».

Да, доля ископаемого топлива в общем балансе энергопотребления снизится, но в связи с общим ростом потребления энергии, особенно в странах АТР, необходимость в ископаемых источниках будет только расти. Решение этой задачи потребует до 2030 года увеличить добычу примерно на 30 млн баррелей в сутки, причем почти половина этого объема придется на трудноизвлекаемую нефть, 15% — на шельфовую и около 36% — на традиционную добычу на суше. Усложнение процесса добычи требует новых технологий, которыми западные компании, очевидно, будут вынуждены делиться с другими игроками. Роберт Дадли, главный исполнительный директор BP, крупного акционера «Роснефти», уверен, что трансфер технологий необходим: «Приходится работать в условиях санкций, и поэтому нужно проявлять осторожность для продолжения сотрудничества, — поделился он с собравшимися своими соображениями по этому поводу. — Понятно, что нам приходится работать в условиях всей этой напряженности между разными сторонами. И именно от этого мы в работе отталкиваемся. Но тем не менее мы остаемся открытыми, открытыми в сотрудничестве с “Роснефтью” к обмену технологиями, обмену опытом, нашим подходом к управлению компаниями».