Минтранс заставит операторов «переобуть» вагоны

28 октября 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Подшипник преткновения 06-02.jpg
Подшипник преткновения

Министерство транспорта РФ не отменит решение о переводе российского вагонного парка с роликовых подшипников на кассетные. Так реагировал Минтранс на открытое письмо руководителей более чем десяти компаний-операторов, под управлением которых почти половина парка российских грузовых вагонов, к членам правительства РФ. В обращении компании выразили несогласие с решением о принудительном переводе с 2021 года парка грузовых вагонов приписки Российской Федерации с роликовых подшипников на кассетные, принятым на Железнодорожном совете стран СНГ. В открытом письме операторы требуют пересмотреть «подшипниковую» реформу и отменить принятое решение, в противном же случае угрожают перерегистрировать свои компании и подвижной состав в других юрисдикциях стран ЕАЭС, где такой обязанности нет. В результате государство потеряет десятки миллиардов рублей налоговых отчислений, а экономика — рабочие места, утверждают они.

Вряд ли это коснется всего парка, но часть вагонов, у которых подойдет срок капитального ремонта с заменой колес и подшипников, операторы вполне могут перевести в Белоруссию или Казахстан, предполагают эксперты.

Обсуждение «подшипниковой» реформы началось еще в сентябре. Против перехода на кассетные подшипники высказались операторы вагонов, Ассоциация производителей подшипников, ФАС России, РСПП и еще целый ряд отраслевых организаций. По мнению многих участников рынка, решение принято необдуманно и без открытой дискуссии. Российским операторам вагонов перевод на новый тип подшипника, по их подсчетам, обойдется в 200–300 млрд рублей.

Кассетный подшипник противники реформы считают самым дорогим из возможных решений, экономическая целесообразность которого к тому же не доказана при установке на типовые вагоны, находящиеся сейчас в эксплуатации и сконструированные под использование традиционного, роликового, подшипника. Кроме того, устанавливать при капремонте «кассеты» будут вынуждены именно владельцы вагонов приписки Российской Федерации — на железнодорожные администрации стран Содружества (Грузия, Украина, Казахстан) новое правило распространяться не будет. Таким образом, российские операторы могут попасть в дискриминационные условия в сравнении с операторами других стран. Речь идет о потенциальных сложностях с сообщением между странами: некоторые государства могут запретить передвижение вагонов с кассетными подшипниками по своей железнодорожной сети, в том числе из опасений за сохранность инфраструктуры.

Однако Минтранс, РЖД и Минпромторг поддержали переход на «кассеты», ссылаясь на бóльшую надежность и более низкую стоимость жизненного цикла «кассет». А Минпромторг пообещал практически стопроцентное импортозамещение в производстве кассетных подшипников. (Подробнее о ситуации на рынке подшипников читайте "Вагоны сходят с роликов".)